Байкало-Амурская магистраль, или коротко - БАМ, на протяжении десятилетий была главной коллективной мечтой огромной страны под названием СССР.

С 3 ноября по 22 декабря в Центральном выставочном зале "Манеж" открыта экспозиция "БАМ 1930-1989 гг.", каждая из фотографий которой словно приоткрывает окно в затерянный мир.

Идея строительства дублирующей сибирской железнодорожной ветки зародилась еще до появления на политической карте мира Советского Союза - в конце XIX века, а последний и самый сложный участок БАМа - Северо-Муйский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию только в 2003 году, спустя 12 лет, как СССР канул в историю.
БАМ 35 лет спустя: есть ли там жизнь
В XIX веке мечта показалась слишком призрачной, ее вспоминали во время русско-японской войны, но отложили "до появления отвечающих задаче ресурсов и технологий". Советский Союз не признавал неразрешимых задач и недостижимых целей, и потому в 1933 году правительственным указом было постановлено завершить строительство Байкало-Амурской магистрали в три года. Однако затея, как и представлялось ранее, оказалась непростой.

В 1974 году по СССР разнесся комсомольский клич, и молодежь со всей страны устремилась на стройку. С востока магистраль прокладывали военные, но настоящими лицами БАМа стали добровольцы, отвечавшие за вторую половину пути. Эти рельсы, тянущиеся на протяжении 4287 километров, стали иконой советского героизма и одновременно романтическим символом коллективного труда. Но за высокой целью и благими намерениями скрывались опустошенность и неустроенность.

На выставке зритель смотрит на БАМ глазами восьми фотографов - Геннадия Копосова и Валерия Корешкова, чуть меньше Виктора Ахломова, Дмитрия Бальтерманца и Юрия Садовникова, представлено также несколько фотографий Юрия Роста, Александра Абазы и Аркадия Шайхета. На их снимках реконструированы как рабочие будни, так и быт: строители в процессе укладки шпал, рабочие в кругу семьи, комсомольский досуг, попытки построить на рельсах семейное счастье. Все это вместе - то, как выглядела в реальности мечта национального масштаба, потребовавшая на свое исполнение три века: XIX, XX и XXI.

БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее в Тайшете. Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути - Муруринский перевал (1316,93 метра над уровнем моря). Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.