Сорок пять талантов и один гений. Такими словами можно описать то, что называется «Свадебно-похоронным оркестром» Горана Бреговича. Сегодня Брега колесит по миру, давая более 100 концертов в год. В прошлые выходные в концертном списке балканского гения впервые появился и Харьковский театр оперы и балета.

Впрочем, это уже второй раз, когда общественное движение «Вече Украины» привозит знаменитый оркестр в нашу страну. Десять месяцев назад украинцы впервые увидели Горана в Киеве.
— Я приехал из страны, очень похожей на вашу, — говорит Горан Брегович. И для всех, кто в тот субботний вечер сидел в зале или восторженно замер около экрана перед ХАТОБом, — это было очевидно. Одна из литургий, которую играл оркестр, называется «Баюшки-баю».
«По-моему, я ее у вас «украл», — шутит Горан. Его музыка близка и понятна, хотя «как» он может это делать, непонятно вообще, потому что ничего похожего на музыку Бреговича вы до этого просто не слышали.
В музыке, которую сегодня делает Брега, даже в тишине — много громкого, сочного, безумного и чувственного. Всего того, что и позволяет говорить о неподражаемом стиле под названием «Горан Брегович». Ему удалось получить совершенно уникальный сплав из сумасшедшего цыганского мелоса и напевов балканских славян, положив все это на привычную для Бреговича рок-ритмику. Возможно, секрет создания подобного микса — в сербско-хорватских корнях маэстро, а возможно — просто в элементарной гениальности.
На белый свет Горан Брегович появился 22 марта 1950 года в Сараево. Для человека, который со временем будет играть «балканскую» музыку, происхождение более чем подходящее: мать — сербка, отец — хорват. В детстве Горан не демонстрировал особых пристрастий к музыке. Хотя родители и отдали его в музыкальную школу на курс скрипки, с мечтами о сыне-музыканте им пришлось распрощаться. Вердикт педагогов гласил: ни малейшего намека на талант. Вот на этом и закончилось профессиональное освоение музыки, о чем Горан Брегович ничуть не жалеет:
— Я никогда не имел серьезного классического образования. И знаете, быстро пришел к выводу, что незнание того, как делать правильно, — это тоже своего рода знание. То, что я знаю мало, дает мне определенную свободу, потому что школа — это своего рода опасность, особенно для композиторов. Мне комфортно с музыкой именно потому, что я не знаю, как писать ее по всем канонам. Поэтому-то я и позволяю себе двигаться от одного направления к другому, использовать разные приемы и не задумываться над тем, можно ли это делать.
В этом плане оркестр вполне подходит своему маэстро: в его составе как профессиональные музыканты, так и те, кого Горан действительно находил в оркестрах, провожавших людей в последний путь или веселящих народ на свадьбах.
В этом году Горану Бреговичу исполняется 56 лет. Всемирная известность пришла к нему в 1993 году, когда все мировые радиостанции в один голос запели проникновенную «In a death car» («В машине смерти») в исполнении главного мирового панк-рокера Игги Попа. Поп был на удивление лиричен и вдумчив. Музыка же представляла собой опять-таки непривычную смесь ямайского регги с чем-то до боли знакомым, но неузнаваемым.
Однако подобную музыку Брега играл не всегда: за его плечами серьезный стаж рокера. На Родине, в Сербии, его зовут не иначе как «наш Мик Джаггер». В 1977 году Брегович создает рок-группу под названием «Белая пуговица», которая в течение 15 лет не сходила с югославской эстрады, став настоящим символом свободы. Тогда Брега был настоящей рок-звездой. Это потом он скажет: «Рок надоел мне хуже горькой редьки, а не музыка вообще. Для того чтобы быть свободным, не обязательно играть рок-н-ролл».
Скорее всего, руководствуясь подобного рода размышлениями, в середине 90-х, после почти десятилетнего молчания, Горан Брегович собирает огромный симфонический оркестр и хор почти из 100 человек, нарекши все это «Свадебно-похоронным оркестром». Европу тогда просто захлестнуло свежей волной славянских эмоций, пропущенных через музыку цыган.
Было бы ошибочно считать, что именно Эмир Кустурица ввел Горана Бреговича в мир кино, хотя слава к Бреге как к композитору, пишущему для кино, пришла именно с Кустурицей. После нашумевшей в 1994 году «Мечты Аризоны» с песней знаменитого Иги Попа его узнали в Европе не только как музыканта из экзотической страны, но и как профессионального кинокомпозитора. Следующей звездой мировой режиссуры, которая стала в очередь на музыку Горана, стал француз Патрис Широ, который снимал новую экранизацию романа Дюма-отца «Королева Марго».
Сегодня Горан Брегович не перестает работать и вне кино. Появились как минимум четыре его сборника. Сам же постоянно гастролирует по миру со своим «Свадебно-похоронным оркестром», играя музыку, которая заставляет задуматься над двумя самыми важными, по его словам, моментами нашей жизни — свадьбой и похоронами.
P.S. Несмотря на усталость маэстро с дороги, трехчасовой живой концерт прошел на одном дыхании. А появление на сцене Горана Бреговича в привычном белом свадебном костюме народ встречал бурной овацией, стоя.