После продолжительных дебатов решение больше не создавать районные советы поддержали 80 депутатов Харьковского горсовета, девять высказались против и двое воздержались.

Однако голосованию предшествовало горячее многочасовое обсуждение, которое велось не только в сессионном зале, но и у стен горсовета. Среди ярых противников реформирования местного самоуправления оказались представители левых сил и харьковские предприниматели, пришедшие с транспарантами: «Чиновник — для власти, депутат — для людей!» и «Нет ликвидации райсоветов». 

— Мы собрались здесь, чтобы выразить свое мнение относительно инициативы городских властей, которые хотят сконцентрировать в своих руках всю полноту власти, — подчеркивает один из пикетчиков Вячеслав Мельников. — Я являлся депутатом горсовета двух созывов и на пальцах одной руки могу пересчитать, когда на сессиях выступали рядовые харьковчане, представляющие интересы громады, а в райсоветах — это правило.
Мелкому предпринимателю тоже значительно проще работать с райсоветом, чем с городским властями, утверждают бизнесмены. 

— Депутаты райсоветов представляли наши интересы, а данное решение депутатов горсовета мы расцениваем как уменьшение прав территориальной громады, — настаивает Александр Шармар, председатель городской организации профсоюза предпринимателей.
«Нужно ли это городу?» 

Нашлись противники идеи и в сессионном зале. 

— В идеале в полуторамиллионном городе городской совет должен принимать стратегические решения в сфере управления и развития города, защищать интересы громады и давать возможность районным советам реализовывать эти решения на местах, — считает депутат горсовета Владимир Лушницкий. — Однако вместо того чтобы разграничить с райсоветами зоны ответственности в сфере управления и делегировать на места необходимые полномочия, городские власти стали проводить политику, направленную на ограничение возможностей райсоветов. 

— Кому выгодно это решение? Прежде всего мэру — он получает дополнительные полномочия. Но нужно ли это городу? А харьковчанам? К кому они будут обращаться? — вопрошал Владимир Сорокин, депутат Киевского райсовета. 

Реформа системы управления городом назрела давно

 

Аргументы в пользу ликвидации районных советов привел секретарь Харьковского горсовета Геннадий Кернес. 

— Анализ эффективности работы райсоветов показывает, что они не отвечают потребностям и реалиям нашего времени, а потому назрела реформа системы управления городом. Хочу отметить, что Украина — единственное государство в СНГ, где сохранилась система райсоветов. Сегодня фактически все вопросы, которые существуют в районах, решаются на уровне города, — заверил он. — Харьковчане неоднократно убеждались в этом на собственном опыте — об этом свидетельствуют тысячи писем, которые приходят на имя городского головы. Это же показал и результат опроса на официальном сайте городского совета, согласно которому данное решение поддержали 62%, а против высказались только 28%. 

Кроме того, немаловажным аргументом «за» является и значительная экономия денежных средств, к которой приведет упразднение районных советов. Так, по информации Департамента бюджета и финансов, расходы на содержание райсоветов V созыва и их исполнительных органов по состоянию на 1.10.2009 г. составляют 266,14 млн грн. (в том числе на оплату компенсаций депутатам — 1,74 млн грн.). Сэкономленные средства в будущем горсовет предполагает направлять на реализацию социально-экономических программ. 

К тому же, по словам политолога Владимира Никитина, ликвидация райсоветов — это не ноу-хау харьковских властей: восемь крупных городов Украины, среди которых Львов, Одесса, Запорожье и Николаев, уже ликвидировали районное звено самоуправления и перешли к модели централизованного управления через районные администрации, подконтрольные городскому голове и городскому исполкому.