15 марта отмечался Всемирный день прав потребителя. Первопроходцами в защите прав потребителей стали американцы. Президент Джон Кеннеди называл потребителей самым крупным экономическим слоем, «который влияет на любое экономическое решение, но это единственный голос, которого чаще всего не слышно». В 1962 году появился «Билль о правах потребителей», в нем были записаны четыре основные права — на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанным.

Позднее эти четыре права дополнила Всемирная организация союза потребителей. Так у человека, недовольного купленным товаром, появились важные права на возмещение ущерба, на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Восемь прав составляют Кодекс потребителя. Существует еще целый ряд документов, защищающих права человека в потребительской сфере: «Хартия защиты потребителей», принятая в 1973 году Генеральной Ассамблеей ООН, и «Руководящие принципы защиты интересов потребителей» 1985 года.
Как сказано в информации, подготовленной к Всемирному дню прав потребителей государственным предприятием «Харьковстандартметрология», «в ведущих странах мира проблемы защиты прав потребителей и качества являются вопросами национальной безопасности и находятся в фокусе экономических интересов государства, общества и рядовых граждан».
У нашей страны в этом направлении тоже есть определенные успехи. Украина первой среди стран Советского Союза приняла Закон о защите прав потребителей, а было это в 1991 году. Контроль за качеством и защита прав потребителей отражены и в Конституции.
В Харьковской области этими вопросами занимаются управление по защите прав потребителей и «Харьковстандартметрология».
Ко дню прав потребителей украинцы получили весьма сомнительный подарочек от законодателей. В декабре прошлого года Верховной Радой был принят закон «О защите прав потребителей» в новой редакции. Как отметил на встрече с журналистами начальник Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Евгений Федорчук, вступивший в силу 13 января закон «нанес огромный и непоправимый ущерб консьюмеристскому движению в Украине». Дело в том, что восьмая статья закона «Права потребителя в случае приобретения им некачественного товара» прописана таким образом, что значительно усложняет возврат некачественной покупки. Суть поправки заключается в том, что даже в случае обнаружения производственных дефектов покупателю предложат удешевление стоимости товара, бесплатный ремонт, возмещение затрат на ремонт, но не возврат некачественного товара. Кроме того, вследствие такой политики производители товаров не будут иметь информации об их недостатках, а значит, и возможности их исправить.
«Чтобы иметь возможность защитить свои права, при покупке товара обязательно требуйте чек; если покупка делается на рынке, берите «мягкий чек» с указанием номера торгового места, стоимости товара и фамилии продавца. Обязательно нужно в письменном виде отправить свою претензию, а потом обратиться в наше управление, — мы найдем способ защитить права потребителя, — объяснил заместитель начальника управления Владислав Прокопенко. — Каждый потребитель должен знать, что все отношения, переведенные в плоскость документов, принимают юридическую силу. За каждое действие, каждое слово, каждую подпись, которая поставлена под заявлением, кто-то несет ответственность».
По словам Евгения Федорчука, изначально закон был написан с учетом интересов потребителей, но в результате работы над документом народных депутатов получилось то, что получилось. Теперь надежда только на то, что новым парламентом будут приняты соответствующие поправки в восьмую статью. Чтобы это произошло, руководство управления по делам защиты прав потребителей подготовило письмо в Госпотребстандарт с просьбой проявить законодательную инициативу и вернуть потребителям их права в полном объеме.