Аграрии утратили право на льготное кредитование. Конституционный суд объявил об отмене обязательства банков пролонгировать займы сельхозпроизводителям при получении рефинансирования Нацбанка.

И банкиры, и аграрии признают, что теперь компаниям отрасли станет сложнее привлекать заёмные средства, стоимость которых достигает 30% годовых. Это может привести к снижению производства, предупреждают они, пишет "КоммерсантЪ-Украина".

Конституционный суд (КС) вчера, 1 декабря, освободил банки от обязанности пролонгировать кредиты сельхозпроизводителям не менее чем на один год, если кредитные учреждения намерены получить или уже получили рефинансирование НБУ. Эту норму президент Виктор Ющенко оспаривал в КС с марта. Но 24 ноября суд пришел к выводу, что не только эта норма, но и весь закон №922-VI "О внесении изменений в некоторые законы по противодействию негативным последствиям влияния мирового кризиса на развитие агропромышленного комплекса" является неконституционным. Признать закон утратившим силу КС смог из-за нарушения Верховной Радой процедуры его вступления в силу.

Отменённый механизм обязывал банки сохранять ставку пролонгированных кредитов, запрещал им переоценивать стоимость залогов и взимать комиссию за реструктуризацию займов. Невыполнение этих условий расценивалось Нацбанком как нарушение договора рефинансирования между НБУ и банком и влекло за собой досрочное погашение займа в полном объеме. Но даже если банк не нуждался в деньгах регулятора, он все равно должен был предложить аграриям реструктуризацию. Взамен банки могли не формировать резервы под такие кредиты, так как их реструктуризация не приводила к увеличению категории риска.

По мнению банкиров, решение КС негативно повлияет на аграрный сектор. "Сельское хозяйство всегда считалось высокорисковой отраслью, и это отражалось на ставках и желании банков её кредитовать. Теперь банки будут считать себя свободными от всех обязательств даже при получении рефинансирования, – отмечает первый заместитель председателя правления "Проминвестбанка" Вячеслав Юткин. – В нашем портфеле из 26 млрд грн аграрии занимают всего 3 млрд грн, хотя этот сектор обслуживается лучше всего. Мы выдаем им кредиты под 20-22% годовых в гривне, чтобы у них была возможность получить 13-14% компенсации от государства".

Теперь аграрии не смогут рассчитывать на рассрочку. "Банки не хотят сотрудничать с аграриями, потому что в этом бизнесе риски каждый год разные и зависят от непредсказуемой погоды. А сельхозпроизводители не имеют нормальных залогов. Если получение рефинансирования не будет зависеть от условий работы с аграриями, то банки вообще перестанут их кредитовать, так как это невыгодно", – уверен топ-менеджер одного из крупнейших банков.

Участники рынка возмущены изменениями в законодательстве. "Нам непонятно это решение суда. Получить кредит аграрию сейчас невозможно, тем более в регионах, я уже не говорю о его пролонгации на нормальных условиях, – говорит президент ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Алекс Лисситса. – Банки выдают кредиты под 30% годовых в гривне и 18-22% в долларах и на короткий срок. При этом они не всегда придерживаются закона. Поэтому аграрии пытаются искать средства – продают продукцию, меняют собственников".

Без кредитной поддержки отрасль развиваться не будет. "Это очень плохо для аграриев. Сельскохозяйственный бизнес – это не торговля, оборачиваемость капитала очень медленная. Банки не хотят нас кредитовать из-за высоких рисков, выдают займы под 30% годовых и требуют ликвидные залоги, – жалуется председатель правления "Западной компании "Дакор" Мирослав Полио. – Мы перестали работать с банками, потому что не знаем, как обслуживать такие кредиты. В этом году урожай ниже, чем в прошлом, и запас прочности уменьшается. Без льготных кредитов и дотаций сельское хозяйство будет отброшено в своем развитии на несколько лет назад".

Как сообщалось, Конституционный суд признал полностью неконституционным антикризисный закон, к которому президент дважды применял право вето. Из-за неточности с датой опубликования "признаются вне закона" такие шаги правительства, как создание Стабфонда и рекапитализация.