Если услуги Интернет-провайдеров в ближайшее время не подорожают на 10-15%, качество обслуживания абонентов значительно снизится, а со временем это приведет к переделу и монополизации рынка, прогнозируют его участники.

Сегодня высокая конкуренция и постоянный демпинг крупных компаний вынуждает операторов удерживать, а то и снижать тарифы, несмотря на инфляцию и тотальное подорожание товаров и услуг. А между тем сегодня эксплуатационные расходы провайдеров и, как следствие, себестоимость услуги серьезно выросли. Поэтому повышение тарифов необходимо для сохранения рентабельности компаний и обеспечения качественной и безопасной услуги, объясняют участники рынка.

– Постоянный рост курса доллара приводит к повышению затрат на взаиморасчеты с зарубежными компаниями, себестоимость услуги растет, - отмечает начальник отдела продаж услуг Харьковского филиала «Укртелеком» Александр Ткаченко. – Когда все дорожает, по идее, должны дорожать и услуги связи, а между тем на рынке Интернет-услуг все только дешевеет – это нелогично.

Бесплатный сыр – только в мышеловке


По словам директора компании Bestnet Виктора Сытника, реальный тариф сегодня должен быть на 10-15% выше существующего. Для конечного пользователя, говорит он, такое подорожание не слишком существенно, зато позволит, во-первых, в разы улучшить качество обслуживания абонентов, во-вторых, разрабатывать новые сервисы и предоставлять новые услуги, и, в-третьих, убережет в дальнейшем рынок от монополизации.

Чтобы не допустить монополии, необходимо сохранить здоровую конкуренцию на рынке, что возможно только случае повышения рентабельности бизнеса средних и мелких компаний за счет роста тарифов на услуги Интернет, уверен он. Ведь в случае возникновения медиа-монополиста в первую очередь пострадают пользователи – этот провайдер будет диктовать уже совсем другие условия.

– Сейчас дорожает все, что даже не привязано к доллару, а наши услуги – дешевеют. Демпинг стал просто неконтролируемым, – говорит Виктор Сытник. – До тех пор, пока один из крупнейших операторов телефонной связи не предоставлял Интернет-услуги, ситуация на рынке развивалась динамично и вполне успешно. Но после того, как на рынок вышла эта компания и другие достаточно крупные провайдеры, которые могут позволить определенный срок работать «минус» и «валить» рынок, все остальные операторы тоже вынуждены держать низкую цену, дабы не потерять абонентов. И ладно, если бы это касалось только домашних пользователей. Но, поскольку эта деятельность в Украине не лицензируемая, операторы-гиганты по тарифам домашних сетей предоставляют свои услуги и юридическим лицам.


В свою очередь директор компании «КОНКОМ ЛТД» Олег Букарев отмечает: задавшись целью переманить клиентов, некоторые операторы устраивают всевозможные акции, например, «подключение за 1 гривну». А ведь метр кабеля не самого высокого качества стоит минимум 1,50 гривны (обычно необходимо 20-30 метров), плюс работа, настройки…

– Дешевый сыр бывает только в мышеловке, - предупреждает Олег Викторович. – Операторы, игнорируя кабельные канализации, за аренду которых нужно платить, стали подключать абонентов, протягивая провода через вентиляционные каналы, что просто недопустимо. Или сбрасывать кабели по наружным фасадам зданий. Это в лучшем случае приводит к повреждению компьютера, а в худшем – к нанесению ущерба здоровью пользователей. Был случай, когда провод в 220 вольт оборвался под тяжестью сосулек, упал на воздушные перетяжки кабеля, и к людям по Интернет-проводам пошло напряжение в 220 вольт. В результате компьютеры были выведены из строя и несколько человек поражены током. Вот вам и подключение за гривну…

Абонентов – больше, качества - меньше


С коллегами соглашается и директор группы компаний Bigline Константин Зевенко. Он уверен – есть все предпосылки для того, чтобы цены за Интернет-услуги выросли.

Во-первых, по его словам, расчет за каналы связи Интернет идут в валюте, и операторы магистральных каналов уже не в состоянии держать тариф. Во-вторых, этим летом резко выросли цены на аренду кабельной канализации, причем по некоторым позициям в десять раз. В-третьих, чтобы содержать высококвалифицированных специалистов, необходимо обеспечить их адекватной зарплатой.

– Все расходы оператора в последнее время растут, а Интернет – дешевеет, – указывает на парадокс рынка Константин Васильевич.

В настоящий момент, отмечает специалист, многие операторы, в особенности крупные, работают не на прибыль, а на набор абонентов. При этом каналы они не расширяют и не модернизируют, поэтому качество постоянно падает. Даже на рынке корпоративных услуг, где требование к качеству каналов существенно выше, наблюдается такая же тенденция.

«Нужно пользователей разделить по тарифам»


В свою очередь, генеральный директор ООО «ТК «Валор» Сергей Фомин предлагает дифференцировать тарифы на Интернет-услуги.

– Если вы домашний пользователь и, грубо говоря, два раза в месяц проверяете электронную почту или заходите на сайт «Одноклассники» – существующий тариф в 60 грн./мес, может быть, и оправдан. Но для корпоративных абонентов требовать таких же цен – это слишком, – утверждает Сергей Фомин.

Кроме того, стоит учесть, что Интернет с каждым годом «тяжелеет», отмечает он. Если раньше для пользователя было достаточно 256 килобит, то сейчас нагрузка на каналы увеличивается, и у провайдеров остается все меньше возможностей для их уплотнения (то есть возможность перепродать одну и ту же полосу, один и тот же мегабит разным пользователям).