Наша героиня — личность неординарная, ее даже прозвали украинским «солдатом Джейн». 28-летняя Надежда Савченко для начальства не подарок. Резкая, прямолинейная девушка, отстаивая равноправие женщин в авиации, за словом в карман не лезет.

За плечами у Нади — полгода «горячей» службы в составе миротворческих сил в Ираке и «десантный» опыт в Украине. 

— То, что у нас раньше называли ВДВ, сейчас — аэромобильные войска, хотя служба особо не изменилась: изматывающие многокилометровые кроссы в полной выкладке, прыжки с парашютом, стрельба из разнообразного оружия, — говорит «солдат Надя». — Служба в «десанте» мне очень нравилась, там мы прошли настоящую закалку. 

Но ее всегда тянуло в небо. В единственном в Украине учебном заведении, которое занимается подготовкой военных летчиков — Харьковском университете Воздушных сил им. Ивана Кожедуба — девушку не воспринимали всерьез. Пришлось применить тактику взятия боем — добиться разрешения поступить на авиационный факультет лично у министра обороны Украины. 

Четыре года учебы в ХУВСе пролетели быстро. Результат службы и учебы — 18 прыжков с парашютом, «налет» в 50 часов и лейтенантские звездочки на погонах. Естественно, среди своего выпуска Надежда была единственной девушкой. 

— Люблю скорость и высоту, — призналась Савченко в день выпуска. — Люблю небо. Только в армии я могу реализоваться полностью. Но, как и у каждой женщины-военнослужащей, мой воинский путь складывался нелегко. 

Пока реализованы не все планы амбициозной девушки. Учили летать на самолете-бомбардировщике Су-24М, а распределение она получила по специальности «штурман-оператор вертолета МИ-24». 

— Служится неплохо, отличный коллектив, хорошие отношения, — говорит Надя, — я здесь не единственная — в полку служит еще одна женщина-штурман. 

Однако то, что представительницы прекрасного пола в авиации по-прежнему остаются на втором плане, Надежда воспринимает достаточно болезненно. Говорит, что никогда не сможет быть командиром эскадрильи, звена или даже командиром экипажа. 

— По летной специальности мы ежегодно выпускаем одного-двух военнослужащих-женщин, и в вузе служат летчицы, — рассказывает заместитель командующего Воздушных сил по боевой подготовке и военно-учебных заведений генерал-лейтенант Виктор Сидаш. — Не могу сказать, что женщины каким-либо образом отличаются профессиональными и боевыми качествами от мужчин, но есть ведь еще физиология, которая не очень приспособлена для таких перегрузок. Поэтому мы готовим девушек в щадящем режиме, в первую очередь — для самолетов транспортной авиации, но не сверхзвуковой. 

— Я не собираюсь останавливаться, буду добиваться своей должности штурмана-оператора на самолете Су-24, — не унывает летчица. — И планирую бороться за то, чтобы женщина у нас летала и на истребителе, и на бомбардировщике.