Перед новогодними праздниками в городе традиционно наступает покупательский «бум».

Да и как не порадовать себя и своих близких обновками, если витрины магазинов пестрят заманчивыми предложениями: «На весь товар скидки от 25 до 50%», «Распродажа: все от 80 гривен», «Цены снижены на 70%». Однако далеко не каждый задумывается над тем, что стоит за низкими ценами и почему магазины, казалось бы, в ущерб бизнесу готовы продавать товар практически даром.

На самом деле во время распродаж достойные вещи со значительными скидками можно приобрести не так часто, замечает начальник Главного харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Евгений Федорчук. Конечно, если на магазин вешаются надписи «распродажа» или «скидки», то цена товаров обязательно должна быть ниже обычной, а на ценнике непременно должна значиться стоимость прежняя и нынешняя. Только тогда можно точно сориентироваться, на сколько же на самом деле упал в цене приглянувшийся вам товар.

Но часто, заходя в магазин, покупатель обнаруживает, что скидки действуют лишь на очень узкий круг товаров – совсем уж крошечного размера или невзрачной расцветки. А умопомрачительное платье, выставленное в витрине рядом с заманчивым предложением, в очерченный круг дешевых товаров не входит.

- Однако эта уловка прекрасно срабатывает, - отмечает Евгений Данилович. – Человек, попав в магазин, наверняка с пустыми руками оттуда не выйдет.

Еще одно заблуждение, которое продавцы культивируют абсолютно сознательно: товары, купленные на распродажах или во время акций, возврату и обмену не подлежат.

К примеру, обнаружив блузочку, которая еще вчера стоила 500 гривен, а сегодня продается всего за 250, окрыленная редкой удачей покупательница, не задумываясь, мчится с ней к кассе. Счастливую обладательницу вожделенной вещички не останавливает даже размещенное на самом видном месте предупреждение о том, что вернуть в магазин купленную со скидкой вещь нельзя. А дома, внимательно рассмотрев обновку, модница замечает, например, что шов в некоторых местах разошелся. Что же делать?

- Подобные объявления являются недействительными. Если в чеке или на ярлыке не указано, что товар уценен по определенной причине (например, пуговица оторвана), то это не уцененный товар. Это скидки. И на этот товар распространяются все ваши права, прописанные в законодательстве, - говорит Евгений Федорчук.

Во время распродаж и всевозможных акций во многих торговых точках можно увидеть объявление о том, что магазин не принимает претензии, если товар оказался с браком, то есть покупатель не может требовать обмена или возврата денег. Однако, говорят специалисты, в этом случае продавцы лукавят.

Товар должен быть качественным. И если купленная блузка оказалась с дефектом - вы имеете право ее вернуть или обменять на качественный товар. Кстати, если вещь со времени вашей покупки подорожала - вам обязаны вернуть новую цену, если подешевела - сумму, которую вы заплатили ранее.

Более того, даже если купленный со скидкой товар оказался отличного качества, но не подошел вам по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или другим причинам, у вас есть четырнадцать дней, не считая дня покупки, чтобы обменять его на аналогичный в том же магазине, где покупали.

- Если, конечно, вы не пользовались вещью, не сорвали пломбы и ярлыки и она не потеряла товарный вид. И, разумеется, потребуется предъявить кассовый либо товарный чек, - предупреждает Евгений Федорчук. - Если нужный вам товар в магазине есть, то обменять покупку должны сразу же. Если же желаемого цвета или размера нет - вы можете получить назад деньги. Их должны вернуть в тот же день, в самом крайнем случае – в течение семи дней.