В наше относительно мирное время строительные войны можно отнести к разряду гражданских. Супротив предпринимателя, облюбовавшего себе «место под солнцем» для строительства заправки, магазинчика или киоска, может ополчиться целая рать «народных ополченцев». Но специалисты, собравшиеся за «круглым столом», организованном межобластной общественной экологической группой «Печенеги», уверены в том, что проблему можно было бы разрешить полюбовно, будь закон поконкретнее, а предприниматель — чуть ближе к народу.

Стенка на стенку
К сожалению, конфликты жильцов домов, территориальных громад районов городов и сел со строителями, которые возводят новые объекты, стали приметой времени. Народ «вооружается» плакатами, скандирует, перегораживает улицы, грудью отстаивая свою территорию. Некоторые конфликты между «местными» и бизнесменами принимают и вовсе уродливые формы: случаются и драки. Представитель организации «Печенеги» Олег Перегон рассказывает, что заведено даже уголовное дело на несовершеннолетнего, отчаявшегося найти справедливость: его аргументом в пылу протеста против строительства автозаправки стал брошенный взрывпакет. От взрыва, к счастью, никто не пострадал, но судьба парня так или иначе уже изломана.
Не в дверь, так в окно
По словам юриста общественной организации «Экоправо — Харьков» Ивана Бригадира, существует около трехсот нормативных актов, которые так или иначе регулируют градостроительное дело. Но одна из причин возникновения конфликтных ситуаций кроется в двухуровневом законодательстве: существуют всеукраинские законы и правила, но еще большее право на жизнь имеет «законодательство» органов самоуправления на местах: именно они определяют местные правила застройки, содержания зеленых насаждений и прочих городских причиндалов. Но Иван Васильевич делится личным опытом: «Наша организация не раз интересовалась местными законами, и нам отвечали, что правил застройки в Харькове нет — есть только временное положение. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Бывает, что такие порядки действуют не один-два раза, а добрый десяток лет».
Еще проблемы в градостроительстве. В Украине существует так называемое недекларативное согласование. Человеку, вознамерившемуся строить, возводить, реконструировать, приходится пройти до 20 инстанций, которые должны согласовать его проект. Такая сложность процеду-ры рождает нежелание идти по законному пути. Поэтому находятся «умельцы», которые предпочитают действовать без всяких на то разрешений. Чем проходить все круги согласований, например на строительство объекта, проще и дешевле построить дом в обход правил, постфактум заплатив штраф и узаконив строительство. Спасением от хождения по чиновникам и разрешением ситуации с «самостроем» и прочими «само» стало бы «единое окно», за которое ратуют многие.
Необходимо надлежащее и качественное информирование граждан о предстоящей деятельности, считает Иван Васильевич. Граждане узнают о строи-
тельстве только тогда, когда оно уже началось. Поэтому при виде строящегося объекта вполне логично, что люди начинают противодействовать. Хотя тут есть ментальная закавыка. Иван Бригадир сообщил, что народ пассивен, когда обсуждается генеральный план Харькова: многие чиновники удручены тем, что общественность не принимает никакого участия в его обсуждении.
А может, договоримся?
Олег Перегон рассказывает, что серьезные проблемы со строительством были и в развитых западных странах. Сейчас весь мир выработал нормы — как избежать строительных конфликтов. Украина приняла и ратифицировала Орхусскую конвенцию, которая провозглашает необходимость доступа людей к информации и принятию решений по экологическим вопросам. Каждый должен знать об изменениях, которые происходят в окружающей его среде.
«Во Франции никогда не бывает строительных конфликтов вокруг строительства АЭС, — говорит Олег Перегон. — Там, как только возникает идея строи-тельства атомной электростанции, первой на место в каждое село приезжает агитбригада, собирает сельский сход и показывает модели будущей станции. Людям рассказывают, как будут защищены дома, каким образом компенсирован ущерб. Там всегда учитывается мнение населения. Людям делают альтернативные источники воды либо проводят освещение. Не покупают людей, а именно учитывают мнение. Если население категорически отказывается от этого проекта — АЭС размещают в другом месте или выкупают жилье, а людей переселяют».
Рецепт для бизнесмена, собирающегося строиться, прост: пойди и поговори с людьми. Тот, кто покупает квартиру, в первую очередь «наводит мосты» к соседям. Многие бизнесмены принимают это правило в штыки — лишние, мол, траты и хлопоты.
«Но сколько стоит собрать людей из нескольких домов и поговорить с ними? — задается вопросом Олег Перегон. — 100-200 гривен. А сколько тысяч теряет предприниматель, когда строительство уже началось, а население категорически против? Орхусская конвенция не против бизнесмена, это ему подспорье».
Есть еще один довод в пользу «хождения в народ». Бывает так, что люди дают рекомендации по улучшению места строительства. Олег Перегон убежден, что местное население, знающее «свою» территорию как пять пальцев, ошибиться не может и люди поведают предпринимателю то, что может даже спасти ему жизнь: «Приведу пример: в Харькове был страшный конфликт вокруг одной из автозаправок. Люди буквально ложились под бульдозеры. У этой организации были абсолютно все согласования, но почему этой автозаправки сегодня нет? Оказалось, что ее собирались расположить точно над газовой магистралью. Можете себе представить, что случилось бы, если бы это строительство было проведено и в какой-то момент произошел порыв этой газовой магистрали. Была бы катастрофа, которую и представить себе невозможно.
Или еще пример. Под окнами моего знакомого поставили пивной киоск. Мы живые люди и знаем, чем чревато это для подъезда. Знакомый уговорил владельца киоска поставить его на 50 метров дальше. Владелец послушался, и его дела идут успешно. А если бы не послушался — ему каждый день жильцы подъезда били бы окна. Вот зачем нужно согласование с местными жителями». Люди не мешают развитию бизнеса, а помогают ему, уверен Олег Перегон. Буквально единицы отечественных компаний соблюли полностью этот закон, согласовав свои планы не только с инстанциями, но и с людьми. А между тем не стоящее практически ничего общение с народом — надежный способ сэкономить силы, нервы, время и деньги.
Заведующая санитарно-гигиеническим отделом областной санэпидемстанции Татьяна Червякова рассказала, что в прошлом году в облСЭС было зарегистрировано 76 жалоб на застройку и планировку населенных мест. По сравнению с предыдущим годом их количество почти удвоилось и абсолютное большинство этих жалоб пишут жители города Харькова. При их рассмотрении выяснилось, что в большинстве случаев санитарное законодательство нарушено не было. «Но эти жалобы и это противостояние не случайны. Они отображают социальный конфликт в обществе, — говорит Татьяна Червякова. — Все начинается с законодательства. Нужно учитывать мнение населения и добиваться баланса социальных интересов. Мы считаем, что работа инвесторов по работе с населением проводится крайне недостаточно или вообще не проводится, поэтому дело иногда доходит до ненужных конфликтов и даже до агрессии. Был случай, когда члены комиссии Мин-здрава вынуждены были покинуть строительную площадку в связи с крайне агрессивным и некорректным поведением жителей. Беда в том, что в правилах о застройке города отсутствует конкретный механизм учета интересов жителей. У нас ничего не делается без участия депутатов, которые являются вроде бы выразителями интересов населения. Но оказывается, что подпись депутата еще ни о чем не свидетельствует». Бывало даже, рассказывает Татьяна Червякова, что в разгар конфликта депутаты поспешно отзывали свои подписи. Для того чтобы инвесторы работали в законном русле, необходим конкретный механизм учета мнения жителей. Об этом должны подумать юристы. Инвесторам нет смысла будоражить общество. Агрессия — не метод работы, да и люди должны сознавать, что и у них могут быть проблемы с правоохранительными органами. Есть примеры, когда фирмы судятся с людьми и те несут тяжелую материальную ответственность за понесенные предпринимателем убытки в результате судебных споров и противостояний».
В подтверждение сказанному за «круглым столом» жертва экологического конфликта — жительница Сортировки — поведала о своей беде. Ольга Николаевна рассказала, что рядом с жилыми домами расположилось предприятие по изготовлению надувных изделий. Перед тем, как его открыть, жителей оповестить не удосужились. А когда начались выбросы — в инстанции посыпались жалобы от людей: от производственных запахов стали особенно страдать аллергики и астматики. Сначала предприятие закрыли, чтобы оно устранило выбросы. Это было сделано, и комиссия, по словам Ольги Николаевны, констатировала, что теперь все в норме. Но запах, говорит она, по-прежнему распространяется по округе. В ответ на жалобу людей предприятие сделало ответный ход: подало на страдающих от выбросов жителей в суд — аргументируя это тем, говорит Ольга Николаевна, что понесло убытки. Владельцы предприятия предъявили Ольге Николаевне иск на сумму, которую, как она сетует, ей не выплатить никогда.
Олег Перегон высказал свое мнение, заявив о том, что зачастую причиной подобных ситуаций является правовой нигилизм предпринимателей. Вместо того чтобы соблюдать законы и спать спокойно, они совершают, мягко говоря, необдуманные действия. А иногда и просто запугивают людей. А ведь для того, чтобы не было подобных ситуаций — достаточно предварительно поговорить с людьми. Если мешает запах — убрать его, переместить предприятие в другое место. Но многие предприниматели не уважают людей, предпочитают действовать им назло, запугивать, угрожать. «Человек написал в соответствующие органы, может быть, сохраняя здоровье своих детей, спасая соседей. Государственные органы отреагировали по закону. Но соблюдает предприятие закон или не соблюдает — оно нашло в себе наглость подать в суд на человека, который воспользовался своим правом, не нарушая ни одного пункта закона. Это верх наглости», — считает Олег Перегон.
Но чтобы люди не выходили, пылая праведным гневом, на тропу войны, а бизнесмены не тратили зря деньги, нужно, в общем-то, немного: уважать друг друга и чтить закон, над усовершенствованием которого не мешало бы все-таки поломать голову юристам.
Телефон «Горячей линии» экологического общества «Печенеги» не замолкает. Значительная часть проблем харьковчан связана именно со строительством объектов или сносом зеленых насаждений. Позвонив по номеру 751-29-76, вы можете рассказать специалистам о том, что портит вам жизнь, и посоветоваться с ними.