До конца января в литературном музее можно будет не только посмотреть на уникальные открытки и фотографии зимнего Харькова, датируемые прошлым веком, но и научиться петь колядки и щедривки.

Дореволюционных ангелочков сменили строители и космонавты


О рождественских и новогодних традициях, в том числе и украинских, сотрудники музея расскажут в импровизированном «лесу», расположенном в одном из залов. А потом пригласят в следующий зал — харьковскую гостиную, где можно увидеть достаточно редкие открытки XX века и новогодние фотографии.

– Вначале на открытках в основном изображали ангелочков, детей, Святого Николая. Вот немецкая открытка с муми-троллями и снеговыми духами, – рассказывает заведующая экспозиционным отделом Харьковского литературного музея Ольга Резниченко. – С 1917-го по 1930-е годы Новый год и Рождество в СССР были под запретом, поэтому и открытки на данную тематику не выпускались, но люди все равно поздравляли друг друга или дореволюционными экземплярами, или зарубежными. Вот Санта-Клаус с кока-колой — это оригинальная поздравительная открытка начала 1930-х гг., которая была выпущена в США, но ее можно было встретить и в Восточной Европе, и в Украине.

Не было печатных открыток и во время Великой Отечественной войны, и харьковчане отсылали на фронт самодельные.

– В архиве внучки архитектора Величко, который она передала нам, мы нашли новогодние открытки, которые она сама мастерила и посылала старшему брату на фронт, – говорит экскурсовод. – Впервые тиражировать новогодние открытки в СССР начали в 1950-е годы. Вначале всю страну поздравляли строители. В 1960-е Дед Мороз приходит в гости с космонавтом. А в 1970-1980 гг. на открытках появляются герои из кукольных мультфильмов. И только в 1990-е возвращаются рождественские мотивы.

Кроме коллекции литмузея, в залах также представлены экспонаты из Харьковского частного музея городской усадьбы и львовских коллег из Музыкально-мемориального музея Соломии Крушельницкой и Музея истории религии. Здесь же сотрудники научат любого желающего мастерить ангелочков, кукол, маски, споют старинные колядки и щедривки, разрешат полистать подборку книг с новогодними сказками и покажут настоящий украинский вертеп.

Современные дети боятся петь колядки


- Они попросту не умеют этого делать, так как сегодня у нас не принято, чтобы мамы пели колыбельные. В итоге мы попросту воспринимаем синтетическую музыку как фон, – сокрушается руководитель мастер-класса по пению колядок Наталья Руденко. – Правда, радует то, что в последние годы начали появляться симпатичные ребята, которые приходят и рассказывают не вымогательский «щедрык-ведрик, дайте вареник», а находят подзабытые колядочки и щедривочки и хотя бы декламируют их.

– Я для колядок уже великовозрастная, – шутит Наталья Руденко, – но мы с моей трехлетней дочуркой Аней выучили одну колядочку, чтобы поздравить своих близких.