
2009 год в европейской и мировой политике стал годом перемен и принятия новых решений. Главным его событием для стран-членов Евросоюза можно назвать ратификацию Лиссабонского договора, отмечает "Немецкая волна".
Процесс ратификации этого документа, на основе которого в ЕС было решено провести кардинальное реформирование системы управления, проходил очень сложно.Не один раз судьба Лиссабонского договора находилась на волоске от провала. На конечном этапе она зависела от решения одного единственного человека - чешского президента Вацлава Клауса.
Волей-неволей, Клаус в итоге поставил свою подпись под Лиссабонским договором, который 1 декабря 2009 года официально вступил в силу.
С этого времени в ЕС существуют две новые должности. Впервые в истории в Евросоюзе появился президент. На этот пост утверждён бельгиец Херман Ван Ромпей. Его задача - представлять в равной степени интересы всех 27 стран европейской семьи на международной арене. "То, что я думаю, не имеет значения. Моя роль состоит в поиске компромисса" - сказал Ромпей после вступления на свою должность.
Был создан и пост главы внешнеполитического ведомства. Его заняла представительница Великобритании Кэтрин Эштон.
Следующая тема, занимавшая умы политиков в Брюсселе в уходящем ходу, - финансовый кризис. По мере стабилизации экономического положения в странах ЕС, лидеры европейских стран приступили к снижению своих бюджетных дефицитов.
Миллиардные государственные пакеты по спасению экономики стали причиной того, что дефицит госбюджета стран Евросоюза возрос до рекордного уровня. В итоге в 2009 году 20 из 27 стран ЕС нарушили Европейский пакт стабильности и роста, согласно которому уровень дефицита госбюджета не должен превышать 3 процента ВВП.
Критическая реакция главы Европейского центрального банка Жан-Клода Трише (Jean-Claude Trichet) не заставила себя долго ждать. Он упрекнул крупные страны в том, что те слишком халатно обращаются с пактом стабильности ЕС.
Ещё одним яблоком раздора в Брюсселе в уходящем году оставался вопрос возможного приёма в европейскую семью новых членов. Ещё до подписания Лиссабонского договора министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт высказался за то, чтобы в долгосрочной перспективе в ЕС вошли не только все западнобалканские страны, но и Турция.
Большинство европейских политиков против членства ЕС Турции "Европа мне видится сообществом всех стран, расположенных в Европе, - подчеркнул Бильдт. - Я против Европы, которая исключила бы из своего состава какие-то определённые страны, народности или религии".
Бильдт признал, что его мечта слишком амбициозна, поэтому он призвал союзников не убегать от проблем, а открыто обсуждать их. Не секрет, что большинство европейских политиков скептически относятся к возможности приёма в ЕС Турции.
Для граждан же балканских стран ЕС становится постепенно более открытым. Так, начиная с конца декабря этого года, жители Сербии, Черногории и Македонии могут без виз посещать страны Шенгенской зоны.
Перемены произошли не только в ЕС, но и в НАТО. Летом этого года премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) стал новым генеральным секретарём Североатлантического альянса. Он положительно оценил намерение американского президента Барака Обамы заморозить планы Джорджа Буша по развёртыванию системы ПРО в Восточной Европе.
Вместо радарной станции в Чехии и противоракетных установок в Польше, безопасность Европы теперь должны обеспечивать сверхсовременные корабли в Средиземном и Северном морях. По мнению генсека НАТО, альянс будет гораздо активнее участвовать в разработке собственной противоракетной системы.
Решение Обамы помогло преодолеть не только раскол внутри Евросоюза, но и также улучшить взаимоотношения НАТО с Россией. Это принесет альянсу явные преимущества. Например, в отношении военной операции НАТО в Афганистане, как подчеркнул в октябре этого года глава российского МИДа Сергей Лавров: "Наша позиция заключается в том, что мы не хотим, чтобы международные силы по содействию безопасности потерпели неудачу в Афганистане".
По словам Лаврова, Россия старается всячески помогать НАТО, потому что неудачи мирового сообщества в Афганистане будут означать серьёзные усугубления проблем, связанных с международным терроризмом, с наркотрафиком и организованной преступностью для центральноазиатских государств и для Российской Федерации.
Несмотря на российскую поддержку, эксперты исходят из того, что Афганистан будет оставаться для НАТО большой проблемой все последующие годы.
И последняя тема, занимавшая умы европейцев, касается вопроса спасения планеты от выбросов углекислого газа. Ещё до начала многообещающей Конференции ООН по изменению климата на планете канцлер ФРГ в Копенгагене Ангела Меркель призвала политиков относиться к данной проблеме так же серьёзно, как и к экономическому кризису.
К концу года Копенгаген, где проходила конференция по климату ООН, стал городом надежды. Правда, ожидания европейцев оправдались лишь частично, и поэтому разработка нового договора, который должен в 2012 году заменить Киотский протокол, будет продолжена в следующему году.