Уходящий год для Украины как начинался, так и завершается заявлениями о преддефолтном состоянии.

В 2009-м мы стали свидетелями газового кризиса, беспрецедентного падения ВВП и промышленного производства.

Кроме того, проблем экономике добавили банковский кризис, рост государственного долга, а также политическое противостояние. Несмотря на все проблемы, отечественной экономике удалось избежать большинства аппокалиптических сценариев, и это можно считать основным достижением 2009-го.

Газопоставки: от кризиса к стабилизации

Год начался с российско-украинских газовых перипетий. За январскими переговорами соседей наблюдала вся Европа, которая оказалась основным пострадавшим от газового противостояния. Выход из тупика, казалось, был найден. "Газпром" и "Нефтегаз", при участии глав правительств обеих стран, подписали долгосрочные контракты. Украина получила газ по "европейской" цене в $450 с 20-процентной скидкой в 2009 году. Но на этом газовая тема в Украине закончиться не могла априори. Условия контрактов огласке придавались неохотно, что вызвало бурю догадок и комментариев. Дошло до обвинений Премьер-министра Украины в сдаче национальных интересов и измене родине. Юлия Тимошенко на критику оппозиции и Секретариата Президента реагировала спокойно. По ее словам, Украина получила самую низкую цену в Европе. "Ниже нас имеет только Беларусь", - заявляла глава правительства.

Начиная с февраля, из месяца в месяц оплата "Нефтегазом" российского газа превращалась в общенациональное шоу. Каждый месяц нарекали последним, на который у Украины хватило денег. Тем не менее, в 2009 году "Нефтегазу", не без помощи государства, таки удалось выстоять против кризиса и критики. Оплата газа не только не была сорвана, Украине даже удалось избежать применения штрафных санкций за его недобор. Эксперты отмечают, что решение о коррекции контрактов было предпринято по прямому распоряжению Владимира Путина, хотя до 24 ноября он прямо не упоминал о возможности документального закрепления обещанных поправок.

Обвал производства и долги

В 2009 году Украина испытала рекордное падение объемов промышленного производства. Так, по данным Госкомстата, в первом полугодии оно снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,1%. Переломным стал ноябрь, считают в Минэкономики. В ноябре впервые за последние 15 месяцев имел место рост промпроизводства из расчета к соответствующему месяцу предыдущего года. Этот показатель составил 8,6%, превысив средний на протяжении 2000-2008 годов (5,8%).

Украина успешно продолжила сотрудничество с МВФ, если не считать "осечку" с четвертым траншем, выделение которого планировалось в ноябре. МВФ на протяжении года выделил Украине второй и третий транш на общую сумму более $6 млрд. Четвертый, в размере $3,8 млрд., был запланирован на ноябрь, однако из-за невыполнения украинской стороной взятых на себя обязательств Фонд приостановил кредитование. Руководство МВФ дало понять, что принятие закона о повышении социальных стандартов и срыв бюджетного процесса-2010 делает невозможным выделение транша в этом году. Предполагается, что консультации возобновятся после президентских выборов.

Остро стоял вопрос внешних долгов Украины, которым небезуспешно пользовались оппоненты правительства. Так, по данным Минфина, за январь-ноябрь 2009 года государственный долг Украины в валютном выражении увеличился на 45,8% или $11,27 млрд. и составил $35,8 млрд. Не секрет, что рост долга произошел за счет увеличения задолженности Кабмина и получения траншей от МВФ. В свою очередь, глава правительства заявляет, что в Украине один из самых низкий внешних государственных долгов - 27-30% от ВВП.

Банковский сектор и приватизация

Уходящий год запомнится громкими событиями в банковском секторе. Украинцы столкнулись с проблемами невозврата депозитов и невозможностью погашения полученных кредитов. В итоге, в стране стало больше госбанков: "Родовид Банк", банк "Киев" и "Укргазбанк" были национализированы. Обанкротившийся "Укрпромбанк" "поделился" проблемами с "Родовидом", тем же путем идут "Надра". Всего на конец года в Украине 14 банков с временной администрацией. По имеющимся данным, на рекапитализацию банковской системы государство уже направило более 21 млрд.грн. из запланированных 44 млрд.грн.

В 2009-м так и не было прогнозированной приватизации. Кабмин, в частности, собирался продать госдоли в "Укртелекоме", "Турбоатоме" и Одесском припортовом заводе. Но, уже в конце марта глава правительства относительно планов приватизации "Турбоатома" заявила, что не видит необходимости в продаже "успешного государственного предприятия". В августе Фонд госимущества сообщил, что отказывается от продажи акций "Укртелекома" в 2009 году. Оставался ОПЗ. Но и тут произошел сбой: комиссия Фонда отменила результаты состоявшегося конкурса, якобы увидев сговор участников аукциона. Завод остался государственным, а три участника аукциона до сих пор не могут вернуть залог. ФГИ за январь-ноябрь получил от приватизации 785 млн.грн. от запланированных в бюджете 8,5 млрд.грн.

Казино - вне закона
К числу резонансных событий уходящего года можно отнести закрытие игорного бизнеса, претензии к представителям которого накапливались не один месяц и даже год. Формальным поводом для радикальных мер стал пожар, который случился 7 мая в одном из игорных залов Днепропетровска: в результате погибли девять человек. Уже 15 мая Верховная Рада принимает Закон "О запрете игорного бизнеса". В частности, документом предусматривалось, что Кабмин на протяжении трех месяцев должен подать в парламент законопроект по организации игорного бизнеса в специальных зонах. Однако этого не произошло. В парламенте лежат законопроекты, призванные урегулировать "азартную" деятельность, но их авторы признают, что поставить точку в этой истории и отправить игорные заведения в специальные зоны не получится и в 2010 году. Уж больно заполитизирован вопрос.

Соцстандарты и безработица


Во второй половине года разыгралась настоящая эпопея с повышением социальных стандартов. Идею в разгар кризисного года подкинула Партия регионов, да так рьяно взялась отстаивать, что даже вывела на некоторое время парламент из строя. Доводы правительства о крахе финансовой системы и отсутствии денег в бюджете для реализации закона услышаны не были. Регионалы своего добились, закон был принят в редакции представителей Блока Литвина и подписан Президентом Украины.

Закон вступил в силу 4 ноября, но правительство не спешило его выполнять. Кабмин даже обжаловал его в Конституционном суде. По словам Ю.Тимошенко, этот документ нивелирует все ранее принятые правительственные повышения и надбавки, и в связи с этим пенсии и зарплаты останутся на прежнем уровне. Однако позже правительство решило использовать при расчетах социальной помощи увеличенные размеры прожиточного минимума. Тем самым по умолчанию приписывая себе повышение соцстандартов. "Наша доплата 28,4 грн. все же больше, чем 60 копеек от закона Ющенко-Януковича", - заявляла министр труда и соцполитики Людмила Денисова.

Несмотря на пессимистические прогнозы, Украина в 2009 году осталась в числе стран с самым низким уровнем безработицы. Возможно, причина в методологии расчета: в Украине показатель безработицы основывается на количестве людей, вставших на учет в центре занятости. В свою очередь, подход Международной организации труда, который применяется во всем мире, заключается в том, что из всего количества работоспособных вычитают работающих и некоторые категории людей (работающих по найму на семейных предприятиях, временно отсутствующих на работе). Все остальные считаются безработными.

Показательно, что самый худший показатель уровня незанятого населения в Украине был зарегистрирован по состоянию на февраль - 906 тыс. человек. На 1 декабря этот показатель снизился до 536 тыс. Но, по данным Госслужбы занятости, уровень официальной безработицы в ноябре повысился впервые после восьми месяцев снижения. В ведомстве объясняют это завершением сезонных аграрных, строительных работ и курортного сезона, поэтому увеличение безработицы продлится до весны.

В новый год - без бюджета


Главная тема под завершение 2009-го - отсутствие нового бюджета. Даже традиционной бюджетной эпопеи, в "лучших" традициях украинского парламентаризма, в этом году не вышло. Внесенный правительством проект Верховная Рада вернула назад в Кабмин и больше к этому вопросу не возвращалась, а чтобы не было искушения повоевать на бюджетных баррикадах, даже сессию закрыла пораньше. В 2010 год Украина войдет без главного финансового документа. Минфин уже сообщил, что впервые будет начинать бюджетный год по временной "росписи".

Подводя итоги, оппозиция окрестила политику Кабмина "украинским провалом". Регионалы отмечают, что "правительство Тимошенко превратило вполне благополучную страну, надежного партнера в государство с разрушенной экономикой, непредсказуемой политикой, нестабильной валютой". Главные оппоненты Тимошенко твердят, что реальные доходы за время пребывания ее у власти сократились вдвое, а цены на основные продукты питания, лекарства и жилищно-коммунальные услуги выросли в 3-5 раз.

Не менее остро экономическую политику Кабмина раскритиковали в Секретариате Президента. Там считают, что причина экономического кризиса в Украине - не мировые тенденции, а популистская политика правительства. Чтобы вернуться на докризисный уровень, понадобится три-четыре года, отмечают в президентской канцелярии.

На фоне тотальной критики и пасмурных прогнозов Премьер-министр уверенно заявляет, что уже к 1 марта 2010 года Украина забудет об экономическом кризисе. Ю.Тимошенко не без оптимизма утверждает, что последние пять месяцев во всех отраслях экономики фиксируется подъем.

Впрочем, предельно объективной и самокритичной оценки проделанной работы от власти дождаться вряд ли удастся. Это вещь сложная, к тому же нашей элите чуждая. Но и оценки оппонентов грешат ярко выраженной политокрашенной однобокостью. Президент верит данным Счетной палаты, правительство - Госкомстату. У оппозиции - своя правда. В таких условиях экономические итоги года поневоле превращаются в сводки из конкурирующих лагерей. Такой он, 2009-й, год противоречий.