На станции метро «Завод имени Малышева» установили «пилотные» энергосберегающие системы для эскалаторов. Здесь подземные лестницы не будут ездить «порожняком»: они терпеливо подождут пассажира и начнут двигаться только при его появлении.

В Харьковском метрополитене на эскалаторах установили систему управления плавного пуска привода эскалатора. Оснащенные новшествами подъемники при отсутствии пассажиров будут «отдыхать» в режиме ожидания. Но как только пассажир приблизится к нижней ступеньке «задремавшей» лестницы -- полотно начнет мягко двигаться. Через минуту после выхода последнего пассажира эскалатор снова остановится и перейдет в режим ожидания, о чем просигнализирует зеленым светом на специальном светофоре.

Устройства «видят» пассажиров благодаря световым датчикам: главный инженер КП «Харьковский метрополитен» Сергей Штанько уверяет, что они срабатывают, если пассажир пересечет луч даже на миллиметр. Такими системами оснастили два эскалатора, которые работают на подъем.

-- Они установлены на станции метро «Завод имени Малышева»: новые проекты надо обкатывать там, где новая техника не сильно влияет на основной процесс, -- рассказывает Сергей Штанько. -- Уже проведено заседание рабочей комиссии, некоторые замечания по техническим новинкам есть, но они устранимы и не влияют на безопасность перевозки пассажиров.

По мнению метрополитеновцев, такие «передышки» позволят сэкономить электроэнергию и понизить износ основных узлов эскалатора. Заранее известно, что экономический эффект от новшества будет, говорит Сергей Алексеевич, хотя какой конкретно — без проката эскалатора с его обычной загрузкой просчитать пока невозможно. Минимальный срок для экономических выводов, когда можно будет по разным критериям судить об оборудовании -- около трех месяцев. Пока речь идет только о пилотном проекте, но если новые системы себя оправдают — есть вероятность, что их установят и на других станциях подземки.

«Глазастое» оборудование, вероятно, будет эффективно и на более многолюдных станциях метро — к примеру, на Советской, поскольку в вечернее время эскалаторы здесь тоже пустуют, говорит Сергей Штанько. Однако новые системы применяются пока только на средних по длине эскалаторах, поскольку чем длиннее полотно эскалатора — тем сложнее система управления.

Разработчик эскалаторного новшества — частное харьковское предприятие.
-- Мы сотрудничаем уже не один десяток лет, -- говорит главный инженер «Харьковского метрополитена». -- Это предприятие - единственное на территории СНГ - производит технику такого качества и уровня, конкурируя с известными производителями Европы.