Железнодорожная отрасль в уходящем 2009 году была богата событиями, несмотря на некоторое замедление реализации отдельных проектов вследствие кризиса.

Аналитики консорциума "Менеджмент консалтинг групп" составили список наиболее значимых для отрасли событий, которые наиболее часто цитировались СМИ на протяжении всего текущего года.

1. Первую позицию занимает – возобновление "Укрзалізницей" контрейлерных перевозок. 28 марта в демонстрационный рейс отправился поезд для контрейлерных и контейнерных перевозок "Ярослав" по маршруту Киев-Славкув (Польша). В тоже время 20 октября этого года "Укрзалізниця" продлила маршрут контейнерного поезда "Зубр" (Таллинн/Рига - Минск), с выведением его на контейнерные порты Украины – Одесский и Ильичевский.

2. Второе событие состоялось 1 мая 2009 года. В этот день был введен новый Сборник тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины. В условиях сложного финансово-экономического положения участников перевозочного процесса были разработаны предложения для грузоотправителей. Это касается снижения тарифных ставок на перевозку грузов в местном сообщении до 200 км. Специалисты допускают, что нововведения будут содействовать развитию конкурентной среды рынка ж/д грузоперевозок, а также выполнению директив Евросоюза о допуске предприятий различных форм собственности к ж/д инфраструктуре.

3. В июне 2009 года состоялся ввод в эксплуатацию модернизированного участка Долинская-Николаев (Одесская ж/д). Всего на этом участке было модернизировано 66 км путей. Выполненные работы позволяют повысить пропускную способность участка с 10 до 18 пар грузовых поездов в сутки, повысить безопасность движения поездов, обслуживание пассажиров дальнего и местного сообщения. Таким образом железные дороги решили проблему подведения второго двухпутного ввода в Крым и развития глубоководных морских портов.

4. Судьбоносным для "Укрзалізниці" оказалось решение Министра транспорта и связи Украины Иосифа Винского уйти в отставку в июне текущего года. С его отставкой были перечеркнуты и "реформаторские" амбиции Министра. "Отобранные" Минтранссвязи по инициативе И.Винского предприятия вернули в ведение "Укрзалізниці". Вместе с тем, были свернуты и его планы о преобразовании "Укрзалізниці" в ГП – под занавес уходящего года Правительство приняло решение о создании госконцерна.

5. После многолетних раздумий, взвесив все за и против, железнодорожники приняли план внедрения скоростного движения в Украине. В результате, было одобрено решение строить "скоростное будущее" на базе дневных поездов со скоростями до 160 км/час. Вместе с тем, во время межправительственной украинско-корейской встречи, состоявшейся 16 июля в г. Сеуле, был подписан "Меморандум о взаимопонимании между Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины и компаниями "Hyundai Rotem" и "Hyundai Corporation" относительно сотрудничества в области промышленного строительства современного железнодорожного подвижного состава". Согласно Меморандуму стороны договорились изучить возможность предоставления корейской стороной кредитных средств под гарантии Кабинета Министров Украины для приобретения 10 межрегиональных электропоездов и 4 дизель-поездов. Эксплуатация корейских электричек начнется в 2012 году.

6. В августе 2009 года украинские региональные железнодорожные компании начали выпуск двухлетних облигаций на общую сумму 1 млрд грн. Облигации выпускаются в бездокументарной форме, имеют ставку доходности 24% и предусматривают ежемесячные купонные выплаты. Согласно проспекту, 70% привлеченного капитала пойдет на погашение внешних займов, а 30% должно быть потрачено на усовершенствование системы скоростной перевозки транзитных грузов. Андеррайтером выпусков выступит Экспресс-Банк. Согласно проспекту, кредитное агентство "Кредит-Рейтинг" присвоило эмиссиям облигаций рейтинг "uaBBB" со стабильным прогнозом.

7. Начало осени ознаменовалась еще одним важным событием – 2 сентября Киевская горгосадминистрация (КГГА) и Юго-Западная железная дорога (ЮЗЖД) совместно запустили городскую электричку сообщением "Троещина" - станция "Киев-Петровка".

8. Железнодорожники ввели движения по вторым путям железнодорожной составляющей Дарницкого моста. Реализация проекта позволит разгрузить Киевский железнодорожный узел. Распределение пассажиропотоков между существующим Киевским вокзалом на правом берегу и Дарницким вокзалом на левом – позволит создать в Киеве современный сервисный центр транспортного обслуживания пассажиров.

9. На выездном заседании Кабмина, которое состоялось 16 декабря, было принято решение о создании госконцерна "Украинская железная дорога". Кроме того, было принято распоряжение об одобрении стратегии развития железнодорожного транспорта до 2020 г., о предоставлении железным дорогам Украины статуса таможенного перевозчика, об утверждении плана мероприятий по внедрению электронного документооборота при грузовых перевозках на железнодорожном транспорте.

10. Из новейших событий – на международной конференции, которая состоялась 22 декабря 2009 года в г. Киеве, "Укрзалізниця" и РЖД достигли договоренностей о строительстве широкой колеи от Кошице до Вены. Реализация проекта позволит интенсифицировать контейнерный, контрейлерный и интермодальный транзитный грузоперевозок по территории от Дальнего Востока и Средней Азии до Центральной Европы. Более того, осуществление проекта создаст предпосылки для открытия "Укрзалізницею" новых локальных контрейлерных маршрутов на юг Европы.
Топ-10 наиболее значимых событий на железной дороге

Железнодорожная отрасль в уходящем 2009 году была богата событиями, несмотря на некоторое замедление реализации отдельных проектов вследствие кризиса. Аналитики консорциума "Менеджмент консалтинг групп" составили список наиболее значимых для отрасли событий, которые наиболее часто цитировались СМИ на протяжении всего текущего года.

1. Первую позицию занимает – возобновление "Укрзалізницей" контрейлерных перевозок. 28 марта в демонстрационный рейс отправился поезд для контрейлерных и контейнерных перевозок "Ярослав" по маршруту Киев-Славкув (Польша). В тоже время 20 октября этого года "Укрзалізниця" продлила маршрут контейнерного поезда "Зубр" (Таллинн/Рига - Минск), с выведением его на контейнерные порты Украины – Одесский и Ильичевский.

2. Второе событие состоялось 1 мая 2009 года. В этот день был введен новый Сборник тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины. В условиях сложного финансово-экономического положения участников перевозочного процесса были разработаны предложения для грузоотправителей. Это касается снижения тарифных ставок на перевозку грузов в местном сообщении до 200 км. Специалисты допускают, что нововведения будут содействовать развитию конкурентной среды рынка ж/д грузоперевозок, а также выполнению директив Евросоюза о допуске предприятий различных форм собственности к ж/д инфраструктуре.

3. В июне 2009 года состоялся ввод в эксплуатацию модернизированного участка Долинская-Николаев (Одесская ж/д). Всего на этом участке было модернизировано 66 км путей. Выполненные работы позволяют повысить пропускную способность участка с 10 до 18 пар грузовых поездов в сутки, повысить безопасность движения поездов, обслуживание пассажиров дальнего и местного сообщения. Таким образом железные дороги решили проблему подведения второго двухпутного ввода в Крым и развития глубоководных морских портов.

4. Судьбоносным для "Укрзалізниці" оказалось решение Министра транспорта и связи Украины Иосифа Винского уйти в отставку в июне текущего года. С его отставкой были перечеркнуты и "реформаторские" амбиции Министра. "Отобранные" Минтранссвязи по инициативе И.Винского предприятия вернули в ведение "Укрзалізниці". Вместе с тем, были свернуты и его планы о преобразовании "Укрзалізниці" в ГП – под занавес уходящего года Правительство приняло решение о создании госконцерна.

5. После многолетних раздумий, взвесив все за и против, железнодорожники приняли план внедрения скоростного движения в Украине. В результате, было одобрено решение строить "скоростное будущее" на базе дневных поездов со скоростями до 160 км/час. Вместе с тем, во время межправительственной украинско-корейской встречи, состоявшейся 16 июля в г. Сеуле, был подписан "Меморандум о взаимопонимании между Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины и компаниями "Hyundai Rotem" и "Hyundai Corporation" относительно сотрудничества в области промышленного строительства современного железнодорожного подвижного состава". Согласно Меморандуму стороны договорились изучить возможность предоставления корейской стороной кредитных средств под гарантии Кабинета Министров Украины для приобретения 10 межрегиональных электропоездов и 4 дизель-поездов. Эксплуатация корейских электричек начнется в 2012 году.

6. В августе 2009 года украинские региональные железнодорожные компании начали выпуск двухлетних облигаций на общую сумму 1 млрд грн. Облигации выпускаются в бездокументарной форме, имеют ставку доходности 24% и предусматривают ежемесячные купонные выплаты. Согласно проспекту, 70% привлеченного капитала пойдет на погашение внешних займов, а 30% должно быть потрачено на усовершенствование системы скоростной перевозки транзитных грузов. Андеррайтером выпусков выступит Экспресс-Банк. Согласно проспекту, кредитное агентство "Кредит-Рейтинг" присвоило эмиссиям облигаций рейтинг "uaBBB" со стабильным прогнозом.

7. Начало осени ознаменовалась еще одним важным событием – 2 сентября Киевская горгосадминистрация (КГГА) и Юго-Западная железная дорога (ЮЗЖД) совместно запустили городскую электричку сообщением "Троещина" - станция "Киев-Петровка".

8. Железнодорожники ввели движения по вторым путям железнодорожной составляющей Дарницкого моста. Реализация проекта позволит разгрузить Киевский железнодорожный узел. Распределение пассажиропотоков между существующим Киевским вокзалом на правом берегу и Дарницким вокзалом на левом – позволит создать в Киеве современный сервисный центр транспортного обслуживания пассажиров.

9. На выездном заседании Кабмина, которое состоялось 16 декабря, было принято решение о создании госконцерна "Украинская железная дорога". Кроме того, было принято распоряжение об одобрении стратегии развития железнодорожного транспорта до 2020 г., о предоставлении железным дорогам Украины статуса таможенного перевозчика, об утверждении плана мероприятий по внедрению электронного документооборота при грузовых перевозках на железнодорожном транспорте.

10. Из новейших событий – на международной конференции, которая состоялась 22 декабря 2009 года в г. Киеве, "Укрзалізниця" и РЖД достигли договоренностей о строительстве широкой колеи от Кошице до Вены. Реализация проекта позволит интенсифицировать контейнерный, контрейлерный и интермодальный транзитный грузоперевозок по территории от Дальнего Востока и Средней Азии до Центральной Европы. Более того, осуществление проекта создаст предпосылки для открытия "Укрзалізницею" новых локальных контрейлерных маршрутов на юг Европы.