Любопытная новость пришла в среду из соседнего Белгорода: в этом российском городе открылась центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта, которая управляет движением троллейбусов и автобусов с помощью спутниковой системы навигации.

По информации агентства «Бел.Ру», корректировка движения транспорта происходит таким образом: диспетчер с помощью системы навигации следит за расписанием троллейбусов и автобусов, и если какая-то из машин (а местоположение каждой из них он видит на специальной карте) выбивается из графика, посылает водителю SMS-сообщение с требованием изменить скорость движения. Диспетчер может также вызвать водителя по рации. Пока необходимым навигационным оборудованием оснащены только десять троллейбусов и двадцать автобусов, но, по словам директора ООО «БелТранс» Михаила Рябоволова, постепенно такой «умной» техникой будут оборудованы и другие единицы автоколонны 1402 (муниципального автобусного парка).
Как тут не вспомнить, что когда-то и в Харькове внедрялась новая техника, с помощью которой пытались наладить движение наземного городского транспорта. Так, еще до середины 90-х автобусы на «узловых» остановках подъезжали к специальной «рамке» с антенной, чтобы засвидетельствовать свое прибытие в данный пункт в данное время. Но затем, когда государственный автотранспорт канул в лету, эти рамки попросту поломали. Как писала недавно «Вечерка», в нашем городе сегодня на городских автобусных и микроавтобусных маршрутах работают аж 68 перевозчиков, и среди них нет государственных предприятий. Приватизация автотранспорта, безусловно, позволила насытить наши улицы автобусами и «маршрутками», но всех проблем, вместе с тем, так и не сняла. С одной стороны, уехать сегодня практически не проблема, но вот с графиком движения дела у частных перевозчиков часто складываются весьма интересно. Для микроавтобусов его, как правило, практически не существует: водитель не тронется с начальной остановки до тех пор, пока в салоне не будут заняты все места. И приходится уже вошедшим пассажирам сидеть и ждать и 10 минут, и 15…
Да и с автобусами большой и средней вместимости тоже не всегда все гладко. Особенно хорошо знают эту проблему те из харьковчан, кому часто приходится ездить автобусами 278-го, 286-го и 287-го маршрутов, которые проходят мимо станции метро «Университет». При следовании в сторону Лесопарка они постоянно подолгу стоят на остановке на проспекте «Правды», собирая побольше пассажиров, идущих со станции метро. Естественно, это нервирует тех, кто уже вошел в салон, а особенно тех, кто проезжает через эту остановку — промежуточную, между прочим, для указанных маршрутов — транзитом. Ведь каждый пассажир старается как-то планировать время на дорогу, кто-то спешит на автостанцию в Лесопарке, чтобы успеть на междугородный автобус, а тут вдруг приходится сидеть и ждать, пока водитель изволит поехать дальше. Хотя, конечно, водителей и кондукторов тоже можно понять — им нужно собрать выручку, а значит, загрузить побольше пассажиров. И достичь в данной ситуации «консенсуса» как раз и помогла бы вот такая навигационная система под контролем единого диспетчера.
Так что нашим городским властям очень даже стоит позаимствовать опыт соседей из Белгорода. Причем опыт не только внедрения спутниковой навигационной системы, но и создания в городе муниципального автопредприятия. Ведь муниципальные автобусы сохранились не только в Белгороде или Москве, но и в нашей столице — Киеве. Там наряду с частными автобусами и «маршрутками» ходят и муниципальные автобусы, которые, как и троллейбусы с трамваями, пользуются бюджетными дотациями, в том числе — и на перевозку льготного контингента. Хотя закон должен быть одинаков для всех перевозчиков, убедить частника в необходимости строго выполнять его в части обязательности перевозки ветеранов и инвалидов местная власть может только путем административного давления — ведь государство им дотаций не дает.