Хотели как лучше, а получилось как всегда: «подарочная радость» омрачилась непредвиденными обстоятельствами. Вот незадача – сапоги, на которые давно «намекала» жена, как оказалось, совершенно не подходят к ее шубе; сын-тинейджер как-то «незаметно» подрос и джинсы «от Деда Мороза» ему слишком коротки; дочь-студентка не оценила скромненького дизайна новой «мобилы»; а теща едко заметила, что преподнесенная к Новому году микроволновка – бракованная! В арсенале же полученных вами праздничных подарков обнаружилось три одинаковых галстука. Давайте разберемся, как можно исправить ситуацию.

Не мое!


Итак, если подаренная вещь отличного качества, но не подошла по размеру, цвету, форме, фасону или вовсе пришлась не по душе – не расстраивайтесь: у вас есть 14 дней (не считая дня покупки) на то, чтобы исправить ситуацию. Если вы, конечно, предусмотрительно сохранили чек.

Как разъяснил начальник Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Евгений Федорчук, в статье 9 Закона Украины «О защите прав потребителей» предусматривается право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен. Но при условии, что товаром, подлежащим обмену, не пользовались. То есть подарок должен сохранить все пломбы, ярлыки ну и, разумеется, товарный вид.

Если нужный вам товар в магазине есть, то обменять покупку должны сразу же. Однако желаемые цвет, размер или фасон имеются не всегда. В этом случае вы можете взять что-нибудь другое (при этом разница в цене либо доплачивается покупателем, либо возвращается продавцом) или подождать: напишите заявление, а продавец при первом же поступлении вожделенной вещи сообщит вам об этом. Если вы все-таки решили забрать деньги – вернуть их вам должны сразу же, в крайнем случае в течение семи дней, не позже.

-- Но учтите, что обменять можно не любой товар надлежащего качества, -- предупреждает Евгений Федорчук. – Согласно Перечню товаров, не подлежащих возврату, утвержденному Кабинетом министров Украины (Постановление КМУ от 19.03.1994 г. № 172, в ред. 21.12.2005 г.), нельзя требовать обмена нижнего белья, косметики, мягких детских игрушек, резиновых надувных детских игрушек, товаров для новорожденных, изделий из драгоценных металлов и камней и так далее.

Так что если преподнесенное в новогоднюю ночь золотое колечко не налезло на пальчик вашей подруги – отправляйтесь в ювелирную мастерскую, в магазине вам уже не помогут. Хотя бывали случаи, когда покупателям удавалось обменивать и «ювелирку», и белье. И личное обаяние здесь сыграло не последнюю роль.

Презент с брачком можно заменить

 
Если подарок оказался с браком, который выявился в течение установленного гарантийного срока, покупатель имеет право требовать пропорционального уменьшения цены, либо бесплатного устранения недостатков в разумный срок, либо возмещения расходов на устранение недостатков товара. 

Если же выявленные недостатки являются существенными и возникшими по вине производителя, потребитель может требовать расторжения договора или замены товара на аналогичный. Причем вы имеете право сами выбирать, к кому обращаться – к продавцу или непосредственно к производителю, говорит начальник Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Евгений Федорчук.

– Под «обращением к продавцу» подразумевается вовсе не телефонный звонок и не высказанная на словах претензия, а письменное заявление, изложенное в произвольной форме, где указаны ваши требования и дата обращения, – подсказывает специалист. – Вручить бумагу можно любому сотруднику магазина – лишь бы он выдал вам документ, подтверждающий факт обращения. Если у вас отказываются брать заявление, не хотят ставить подпись или штамп -- отправьте его заказным письмом с уведомлением. Почтовая квитанция и послужит доказательством, что такого-то числа вы обратились с претензией. Но в требовании можно настаивать только на чем-то одном: либо на возврате денег, либо на замене товара, либо на ремонте.

Не позднее чем через три дня после обращения вашу покупку должны забрать на экспертизу. При этом вещь тяжелее пяти килограммов магазин обязан либо перевезти за свой счет, либо вернуть деньги за доставку, если перевозку вы взяли на себя. Экспертиза проводится за счет продавца. Однако если эксперты пришли к выводу, что товар вышел из строя в результате нарушения правил использования, ваши потребительские требования не будут удовлетворены, более того, пожаловавшийся на брак должен будет возместить затраты на проведение экспертизы продавцу.

Евгений Федорчук напоминает также, что на время экспертизы или ремонта вы можете просить замену своей покупке, которую вам обязаны предоставить в течение трех дней. Если за четырнадцать дней вашу вещь так и не отремонтировали -- за каждые сутки просрочки вам положена неустойка в размере одного процента от стоимости покупки. Такая же неустойка полагается за то, что на время ремонта вам взамен не предоставили аналогичную вещь. 

При обмене товара гарантийный срок исчисляется заново


Гарантийный срок должен указываться в паспорте на товар (работу, услугу) либо на его этикетке или в любом другом документе, прилагаемом к товару (работе, услуге).

Гарантийный срок -- это срок, в течение которого изготовитель (исполнитель, продавец) гарантирует нормальную работу (применение, использование) товара (работы, услуги). Гарантийные сроки на комплектующие изделия не должны быть меньше, чем гарантийный срок на основное изделие, если иное не предусмотрено законодательством или договором, объясняет начальник Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Евгений Федорчук. 

Гарантийное обслуживание заключается в том, что производитель (исполнитель, продавец) в течение определенного срока обязуется бесплатно выполнять работу по техническому обслуживанию, а также устранению выявленных недостатков проданного товара.

Для медикаментов, пищевых продуктов, изделий бытовой химии, парфюмерно-косметических и других товаров, потребительские качества которых могут со временем ухудшаться, устанавливается срок годности, который указывается на этикетках и считается гарантийным сроком. Срок годности исчисляется с даты изготовления, которая также должна быть указана на этикетке или в других документах, и определяется либо временем, в течение которого товар является пригодным к использованию, либо датой, до момента достижения которой товар является пригодным для использования. Продажа товаров, срок годности которых истек, запрещается.

На сезонные товары гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона, который устанавливается Кабинетом министров Украины. На одежду и меховые изделия весенне-летнего ассортимента -- с 1 апреля по 1 октября, осенне-зимнего ассортимента -- с 1 октября по 1 апреля. На обувь зимнего ассортимента -- с 15 ноября по 15 марта, весенне-осеннего ассортимента -- с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября, летнего ассортимента – с 15 мая по 15 сентября.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда время заключения договора купли-продажи и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийные сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю или со дня сборки, подключения, установки. Если день доставки или сборки товара установить невозможно, гарантийный срок начинается со дня заключения договора купли-продажи.

В отношении товаров (работ, услуг), на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить продавцу (производителю, исполнителю) соответствующие требования, если недостатки были обнаружены в течение двух лет, а в отношении объекта строительства – не позже чем через десять лет со дня передачи их потребителю.

При выполнении гарантийных ремонтов гарантийный срок увеличивается на время пребывания товара в ремонте и исчисляется с момента, когда потребитель обратился с требованием об устранении недостатков.

При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена.