Гость «Прямой телефонной линии» -- директор и художественный руководитель Харьковской хореографической школы и детского балетного театра, заслуженный деятель искусств Украины Наталья Александровна Ржевская.

В глазах малышей — глубинное понимание мира

 
— Добрый день, Наталья Александровна. Подскажите, пожалуйста, по каким параметрам вы отбираете детей в хореографическую школу? Есть ли ограничения в возрасте, росте, весе? 

— Мы набираем детей возрастом от 3 до 12 лет (сегодня в нашей школе занимаются 700 человек). Безусловно, у ребенка должны быть соответствующие данные: шаг, подъем, выворотность стопы, гибкость, но мы даем попробовать себя каждому. Все дети талантливы, за исключением тех, кто страдает очень большим весом, но иногда мы берем и таких детей -- к шести годам они приобретают неплохую форму. 

Искусство балета — это вековая традиция. Вот почему классический танец является основополагающим. Сейчас у людей появился интерес к хореографии: возможно, стимулом для этого стали танцевальные телепередачи — очень интересные проекты, дающие возможность людям, которые безумно любят танец, попробовать себя. У нас есть классы даже для 20-летних людей, а недавно с нашими педагогами занималась 35-летняя танцовщица, и у нее были неплохие успехи. 

— Здравствуйте, Наталья Александровна, меня зовут Игорь Алексеевич. Скажите, пожалуйста, сразу ли заметен талант ребенка или это выясняется только потом, в процессе учебы? 

— Все дети изначально талантливы. Сразу можно определить только физические возможности ребенка, хотя часто бывает, что дети с ограниченными данными становятся прекрасными танцовщиками. Главное -- работоспособность ребенка, его отдача, внутреннее понимание танца. Талант открывается, если ребенок усиленно работает над собой и «достает» его из себя. 

— Здравствуйте, Наталья Александровна. Скажите, пожалуйста, стали ли современные дети более одаренными, чем предыдущие поколения? 

— Сегодня мы начинаем заниматься даже с 2-летними малышами. Раньше это казалось невозможным, но теперь мы констатируем, что шестилетки выполняют то, что раньше дети делали только в 8-9 лет. Сейчас необыкновенные дети: в 3 года они уже интеллектуально развитые, очень творческие, мгновенно осваивают материал. В глазах нынешних ребят — глубинное понимание мира. Я их глубоко уважаю и люблю. 

Современные дети значительно выше интеллектуально, но, к сожалению, в физическом плане гораздо слабее. Они малоподвижны и вялы, много сутулых, со сколиозом, плоскостопием. Впрочем, через год занятий в нашей школе они уже очень отличаются от детей, которые не занимаются хореографией. 

-- А что дает балет в раннем возрасте? 

-- Это нельзя назвать балетом. Малыш выходит на сцену — и окунается в магию собственного творчества. Импровизация — одна из главных составляющих воспитания ребенка. Второй очень важный момент — сцена. Проход из первой кулисы в третью по диагонали можно сравнить с первым курсом Каразинского университета: переживания, которые он испытывает перед выходом на сцену и в конце выступления, ни с чем не сравнимы. 

Я вообще думаю, в наше время воспитание ребенка средствами искусства станет главенствующим, потому что передача собственных эмоций и чувств будут являться самыми главными. Я вижу судьбы многих наших детей, и сегодня профессиональными танцовщиками становятся 80% детей, раньше лет 20 назад — не более 20-30%. 

— Здравствуйте, Наталья Александровна. Скажите, пожалуйста, востребованы ли выпускники харьковской балетной школы на мировой сцене? 

— Безусловно. 100% артистов балета в ХАТОБе — наши выпускники. Наших ребят приглашают в разные театры Украины и России, очень многие работают за границей: в США, в Германии, Польше, Канаде. 

Ученики с детства привыкают к большой сцене

 
— Добрый день, Наталья Александровна. А что отличает вашу хореографическую школу от других? 

— Безусловно, это наш детский балетный театр — единственный на огромном пространстве СНГ. Во-первых, уникален его репертуар - подобного нет ни в одном детском театре. Наши «Снежная королева», «Белоснежка и семь гномов», «Щелкунчик», «Русалочка», «Чиполлино», «Золушка» — это постановки очень известных балетмейстеров: Генриха Майорова, Игоря Чернышова, Алексея Бланкова и наших талантливых педагогов-балетмейстеров Эдгара Ананяна, Елены Соловьевой, Антона Удалова. Во-вторых, в спектаклях танцуют не взрослые, которые изображают детей, а настоящие дети, и это подкупает всех. Именно поэтому мы пользуемся огромной популярностью в Японии, Испании, Франции, Португалии, Египте. И еще один очень важный момент: ни у одного детского театра нет того, что имеем мы -- прекрасной площадки ХАТОБа, на которой мы можем давать полноценные спектакли. Для ребенка очень важно, что он выступает на большой сцене театра, с огромными декорациями, с настоящими костюмами, в зале на 1400 мест… Дети привыкают к сцене, и она становится их потребностью. Мы всегда работаем на очень больших сценах, уверенно выступаем в огромных театрах Японии и Португалии на 3 тысячи мест. 

Успехи наших детей — это, конечно, результат работы прекрасных педагогов-воспитателей, вкладывающих свой талант в раскрытие и профессиональное обучение маленьких актеров. И еще. Наверное, в этом году произошло самое главное для нас событие — новый концертный зал на 220 мест с настоящей балетной сценой и сценическим оборудованием. Все, кто входит в зал, замирают от его фантастического оформления. Такой зал есть только в Харькове - спасибо нашему мэру Михаилу Добкину. 

— А как вы отбираете артистов для театра и в каком возрасте выпускаете детей на сцену? 

— Особенность театра в том, что через него проходят все дети. Состав нашей труппы подвижен и постоянно меняется: в «Русалочке», например, заняты 40 детей, а в «Золушке» — 60. В недавнем спектакле «Когда приходит волшебная фея» на сцену школы выходили дети 3-4 лет, а в ХАТОБе играют дети с 6 лет. При этом специалисты отмечают очень высокий профессионализм наших актеров. Японцев, например, поражает, что группу из 35-40 человек сопровождают всего двое-трое взрослых, а дети демонстрируют потрясающую исполнительскую точность. Это мнение для нас очень ценно, потому что именно японские артисты отличаются синхронностью и отточенностью танца. 

Японские зрители — самые вдумчивые

 
— Добрый день, Наталья Александровна. Меня зовут Татьяна. Вы объездили с театром десяток стран. Зрители какой страны вам особенно близки? 

— Наверное, Японии. Там особая атмосфера: японцы очень внимательно занимаются детьми, и там всегда переполнены залы. Поэтому для Японии мы продумали специальную программу: за два часа перед началом спектакля проводим открытый урок для зрителей, рассказываем, как ставится спектакль, что такое свет, декорация. А самое трогательное — в Японии мы всегда провожаем зрителей, демонстрируя им глубокое уважение: выстраиваемся «коридором», и мимо нас проходят 3 тысячи людей. 

— А насколько отличаются балетные пристрастия в разных странах? 

— В Египте очень любят «Золушку» и «Белоснежку», а в Испанию мы возили весь репертуар, проехали всю эту страну вдоль и поперек… Мы даже дважды побывали на Канарских островах, где танцевали в огромных залах! Магия детского театра несравнима ни с чем: как только на сцену выходят профессионально танцующие дети — а на Западе это невероятная вещь, у них нет профессиональных детских трупп — мы сразу попадаем со зрителями в состояние единения. 

— Сказался ли на количестве ваших гастролей кризис? 

— У нас нет кризиса. Любая поездка оплачивается приглашающей стороной. Когда-то мы натерпелись: много лет ездили на гастроли автобусом. Сейчас летаем только самолетом, выступаем на первоклассных площадках. 

Лучшая форма — состояние постоянно живущей радости

 
— Здравствуйте, Наталья Александровна. На днях вы исполнили рождественскую Фею в спектакле «Когда приходит волшебная фея». Как вам удается поддерживать танцевальную форму и часто ли сами участвуете в спектаклях?

— Я не стремлюсь специально поддерживать форму. Просто постоянно нахожусь в мощном энергетическом потоке маленьких детей, поэтому и не чувствую усталости, пессимизма — есть только состояние постоянно живущей радости. Рождественскую Фею исполнила после долгого перерыва. Около 15 лет назад я станцевала с Теодором Попеску бабушку в «Щелкунчике», затем Черепаху Тортиллу в «Пиноккио». 

Спектакль «Когда приходит волшебная фея» — это уникальный пример коллективного творчества педагогов школы, безграничной любви к детям. Быть рождественской Феей очень значимо для меня. Ведь нас в этом году ждут невероятные события. 

— Вероятно, вы догадываетесь — какие? 

— Для меня этот год будет особым. Я мечтаю сделать несколько фильмов о влиянии театра на развитие современного ребенка. Это будут фильмы, которые заставят задуматься о том, как помочь ему в непростом мире. В октябре мечтаю провести на эту тему большую международную конференцию. Кроме того, хочу повлиять на уровень подготовки будущих педагогов, обсудив этот вопрос с нашими вузами. 

Еще мечтаю поставить новые спектакли— «Алису в стране чудес» и «Снегурочку». Хочу сделать «Снегурочку» в тех замечательных традициях, в которых он был поставлен в театре Станиславского и Немировича-Данченко. 

— Добрый день, Наталья Александровна. А куда в этом году поедет на гастроли детский театр? 

— Сейчас у нас есть приглашение в Мексику, где мы еще не были. Возможно, в июне поедем в Китай с двумя спектаклями - «Золушка» и «Белоснежка». Хотелось бы выступить в России: на Алтае, в Хабаровске, во Владивостоке. Но самая большая моя мечта — объехать всю Украину, побывать в маленьких городах. Замечательно, когда на представления приходят маленькие дети: даже на самом длинном спектакле они сидят тихонечко, не шелохнувшись. А когда на спектакль приходит вся семья: папа, мама и ребенок — лучшего воспитания и быть не может. 

Личное дело

Ржевская Наталья Александровна. Родилась 26 апреля 1946 года в г. Хабаровске. После окончания в 1965 г. Киевского хореографического училища работала солисткой Харьковского театра оперы и балета. В 1972 г. окончила филологический факультет Харьковского государственного университета. В 1989 г. окончила ГИТИС по специальности балетмейстер-педагог. С 1972 г. по сегодняшний день — директор Харьковской хореографической школы. В 1996 г. получила звание заслуженного деятеля искусств Украины. Замужем, муж — контрабасист. Имеет дочь и троих внуков. Хобби — работа, чтение, ежедневные пробежки по стадиону.