Классическая музыка — это еще и смешно. Так, по крайней мере, считает главный дирижер харьковского симфонического оркестра Юрий Янко со своими музыкантами. Под нее можно не только засыпать или скорбеть по безвременно ушедшим, но и веселиться. Доказательства — прошедшие на этих выходных первоапрельские Янко-шоу, аналогов которым во всей Украине не сыщешь.

Первоапрельское классик-шоу началось со следующих объявлений: «Пожалуйста, не волнуйтесь, но в зале время от времени будет гаснуть свет. У нас небольшие проблемы с электроэнергией. А дирижера может не быть вообще — десять минут назад он уехал в Киев принимать дела у бывшего министра культуры». Особо доверчивым первые несколько секунд пришлось понервничать. Однако на этот раз все обошлось — и свет, как это ни странно, появился, и Юрий Владимирович через минуту вышел к оркестру. Наверное, предложение из министерства не вполне его устроило.
Все же остальное действо разворачивалось по классической схеме всех Янко-шоу: великолепная музыка, на сей раз с юмористическим уклоном, и, конечно же, конкурсы. Рискнувших обнародовать свой смех, претендуя на звание «Человека с самым заразительным смехом», ждала бутылка шампанского. Испить игристого после концерта смогли и те, кто вспомнил самый смешной анекдот из жизни музыкантов.
Впрочем, много неожиданностей в этот вечер было и для самого дирижера. На грянувший совершенно невпопад туш Юрий Янко смог вымолвить только: «Что это было?». Примерно такая же реакция была и на костюмы вокального квинтета «ДИДЕМ», которые появились в образах ДеЦла, Элтона Джона, Оззи Озборна, Андрея Шевченко и… лица без определенного места жительства. На вопрос: почему именно так? Ребята отвечали просто: «Так, потому что именно так. Первое апреля все-таки».
Это уже четвертое классик-шоу от Юрия Янко. Первые три были посвящены Новому году, 14 февраля и 8 марта. О создании подобных шоу Юрий Владимирович мечтал, работая еще в оперном. Однако сделать нечто подобное в ХАТОБе не удавалось. Первое классик-шоу появилось 6 лет назад, когда Янко стал главным дирижером, и называлось «Мелодии Бродвея». С тех пор Янко-шоу стали классическим, не побоюсь этого слова, брендом Харькова.
После концерта мне все-таки удалось «украсть» Юрия Владимировича у близких и друзей, и задать ему пару вопросов.
Юрий Владимирович, подобные шоу — это дань моде?
Нет, это не дань моде, и те, кто так думает, заблуждаются. То, что вы сегодня видели, происходит только у нас. И если сейчас еще где-то появляются какие-то классик-шоу, то это, скорее всего, нам подражают.
Почему вообще стали делать такие шоу?
В нашей стране, благодаря совершенно пагубной практике, только когда кто-нибудь из правительства отправляется в вечность, по телевизору начинает звучать классическая музыка. Меня это всегда очень возмущало. Причем набор всегда был постоянным и не слишком обширным: «Лебединое озеро», Вторая симфония Рахманинова, Шестая симфония Чайковского. Слушая все это, мне всегда очень хотелось показать людям, что классическая музыка может быть светлой, веселой. И самый печальный концерт может прозвучать очень светло.
Каким должно быть произведение, да еще и классическое, чтобы оно попало в первоапрельское Янко-шоу?
Мы стараемся менять программу. Никогда мы не включали пьесы из «Карнавала животных» Сен-Санса. Сегодня Бабаджанян впервые попал в шоу. Обычно на репетициях мы начинаем вспоминать, что смешного есть в музыке. Кто-то одно подскажет, я что-то другое вспомню. У нас в оркестре есть люди с очень хорошим чувством юмора, которые отлично чувствуют такие вещи.
Ваше чувство юмора часто совпадает с чувством юмора оркестра?
Бывает, что кто-то что-то предлагает, а это просто не ложится. Мы как-то хотели взять произведение Птушкина. Даже уже начали репетировать. Мы играли сюиты, у него там прекрасные номера один за другим идут. А сыграли отдельно — не смешно. В каждом произведении должна быть изюминка, развитие. В этот раз мы хотели включить в программу «Бабу Ягу» и «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» Мусоргского. Вроде смешно. А все-таки что-то не то. Пришлось их снять.
У юмора должны быть границы?
Понимаете, есть очень тонкая грань, которую мы стараемся не переступать. В шутках не должно быть пошлости, даже намека на нее. Пока у нас в этом смысле было все нормально.
Как вас сегодня разыграли? Если разыграли вообще..
Знаете, сегодня с утра у меня было не очень веселое настроение. Я две ночи провел в поезде. Ездил в Киев. В общем, с утра было плохое настроение, и когда оркестр на репетиции неожиданно грянул туш, я рассмеялся. Еще жена утром прислала чудную СМСку: «Мне здесь очень не нравится, сегодня выезжаю домой». А ей еще неделю в Трускавце отдыхать. Я ей перезваниваю, начинаю уговаривать, а она смеется и говорит: «Нужно чаще на календарь поглядывать».
Расскажите, пожалуйста, какую-нибудь смешную историю из вашей жизни, связанную с оркестром.
Как-то меня не было в Харькове два месяца — я был в Испании. И вот прихожу на репетицию, а оркестр ну просто из рук вон плохо играет. Я, конечно же, рву и мечу. Все как-то сразу притихли. И вдруг гобоист говорит: «А вы, Юрий Владимирович, поправились». После этого, конечно же, все расслабились. Очень уж это смешно прозвучало. И поверьте — улыбка очень часто помогает выходить из самых сложных положений.