Харьковский «Горэлектротранс» вновь вышел на акцию протеста. В понедельник утром водители и кондукторы собрались у стен горсовета, требуя полностью погасить задолженность по зарплате за полгода.

В противном случае электротранспорт в Харькове ходить не будет, утверждают забастовщики.

В первый после новогодних каникул рабочий день харьковчан в очередной раз поджидал неприятный сюрприз: трамваи и троллейбусы снова не вышли на маршруты.

Забастовка в Харькове: стоят трамваи и троллейбусы

– Как же неудобно без трамвая: до метро нужно одну остановку подъехать – на маршрутке дорого, а пешком разве сейчас дойдешь по этому гололеду, – сетует преподаватель Ангелина Степановна.

– Ох, горюшко, – тяжко вздыхает пенсионерка Любовь Тимофеевна. – В поликлинику на уколы каждый день ездить надо, а трамваи не ходят. Из маршрутки льготников взашей гонят, а разве могу я с пенсии по пять гривен каждый раз отдавать?

У сотрудников КП «Горэлектротранс» – своя правда. В троллейбусном депо № 3, как и во всех остальных, в понедельник было практически пусто. В 10 утра все водители и кондукторы стройной колонной направились на всеобщую забастовку, оставив троллейбусы «на приколе». На рабочем месте остались лишь сторож, диспетчер, бухгалтеры и несколько механиков из ремонтной бригады.

В Харькове продолжается забастовка транспортников

-- С августа не получаю зарплату, -- рассказывает диспетчер Зинаида Щербина. -- Я пенсионерка, муж -- инвалид третьей группы -- тоже пенсионер. Выживаем как можем, долгов много накопилось. Уходить с этой работы я не хочу, но и работать без зарплаты тоже нельзя. Меняется руководство, а денег как не было, так и нет. Может, хоть эта забастовка поможет...

Солидарна с диспетчером и сторож депо Наталья.
-- Мне помогает сын, он сейчас содержит и меня, и мужа, -- говорит она. -- Если бы не обязанности по охране территории, я бы тоже на площадь пошла.

Сухие цифры


Нынешняя акция протеста сотрудников «Горэлектротранса», требующих возмещения долгов по зарплате, стала уже третьей за последние полгода.

В ХКП «Горэлектротранс» работают 3600 чел. Зарплата водителя -- приблизительно 2300 грн. в месяц, рабочего -- 1800 грн., кондуктора -- 950 грн. В настоящее время на предприятии около 650 единиц электротранспорта. Троллейбусы и трамваи перевозят в день около 600 тыс. пассажиров.


«Нет ни гаек, ни болтов»



Водитель троллейбуса Николай Дмитриевич больше 30 лет работает на предприятии, здесь же трудится и его супруга. Полгода семейная пара перебиваются с хлеба на воду. Говорят, если бы не взрослые дети, которые работают и помогают родителям, ноги бы протянули.

– Мы требуем, чтобы всю задолженность выплатили полностью – и на маршрут не выйдем до тех пор, пока не получим денег, – говорит Николай Дмитриевич. – Люди даже увольняются, чтобы получить деньги, но и с ними не рассчитываются. Многие подали иски в суд и прокуратуру, правда, результатов пока нет.

Алла Мищенко и ее муж – водители трамвая 6-го маршрута (Октябрьское депо) – выживают лишь за счет помощи родственников и маминой пенсии.

-- Спасибо, родственники помогли ребенка в первый класс собрать. Теперь за продленку платить надо – ведь рабочий день у нас ненормированный – а нечем. Вот завтра мама должна получить пенсию – хоть хлеба купим, – чуть не плачет женщина. – А к Новому году нам подарок сделали: в счет июльской зарплаты водителям по 100 гривен выдали, а кондукторам – по 30. Когда снимали эти «гроши» с банкомата – слезы на глаза наворачивались. А ведь предприятие задолжало каждому из нас от 5 до 25 тысяч гривен.

Водитель Салтовского депо Светлана Бочарова считает, что городской электротранспорт в Харькове скоро окончательно придет в упадок.

– Нет ни технической базы, ни эксплуатационной, – говорит работник с 15-летним стажем. – А между тем трамваи и троллейбусы – самый экологический вид транспорта. Поэтому я требую не только возмещения задолженности по зарплате, но и оказания материальной поддержки предприятию, чтобы оно могло развиваться. Необходимы деньги на ремонт трамваев и обновление технической базы – сейчас же даже гаек и болтов нет. 

Люди получат зарплату в течение двух дней?


Пока митингующие скандировали свои требования и размахивали транспарантами у стен горсовета, руководство города провело экстренное совещание. В результате было принято решение направить на погашение задолженности по зарплате сотрудников «Горэлектротранса» деньги, которые были зарезервированы в городском бюджете на финансирование строительства метро в феврале и марте – 28 млн гривен.

– Этого достаточно, чтобы погасить долг в полном объеме. Люди получат зарплату максимум в среду, – пообещал генеральный директор ХКП «Горэлектротранс» Сергей Почепецкий. При этом он заверил, что строительство метро не прекратится, так как на январь финансирование уже выделено, а средства на февраль и март будут выделяться по итогам наполнения городской казны.

Сергей Почепецкий заявил, что работа городского электротранспорта возобновится скорее всего уже в понедельник вечером. Однако согласятся ли сотрудники предприятия вывести трамваи и троллейбусы на маршруты до получения «живых» денег, на момент верстки номера известно не было.


По пунктам


В резолюции, принятой 8 января на собрании трудового коллектива, митингующие требуют:
- выплатить задолженность по заработной плате с июля по декабрь 2009 года в течение пяти дней;
- прекратить сокращение работников предприятия, трамвайных и троллейбусных маршрутов до полного разбирательства состояния дел на предприятии;
- уволить с занимаемой должности Сергея Почепецкого и рекомендовать на должность руководителя кандидатуру из числа сотрудников КП;
- провести полную независимую аудиторскую проверку предприятия с привлечением рабочих ХКП «Горэлектротранс»;
- осуществить модернизацию подвижного состава за счет местного бюджета;
- вернуть в собственность предприятия детские оздоровительные лагеря, базы отдыха, медсанчасть и пункты общественного питания на конечных станциях.