Проанонсированная в «Вечернем Харькове» «Прямая линия» с вице-губернатором, первым вице-президентом Федерации футбола Украины Сергеем Стороженко не состоялась - его срочно вызвали в столицу по вопросам подготовки к Евро-2012. Вернувшись из Киева, Сергей Михайлович встретился с корреспондентом «ВХ» и ответил на все интересующие наших читателей вопросы.

- Сергей Михайлович, недавно в Харькове состоялась презентация логотипа Евро-2012. Вся брендированная продукция – собственность УЕФА. От ее реализации Украина ничего не получит. А как же мы cможем заработать на сувенирной продукции?

- Украинские бизнес-структуры будут зарабатывать на такой сувенирной продукции при условии получения лицензионного разрешение УЕФА. Кроме того, необходимо доказать, что их товар действительно интересен. Во всем цивилизованном мире происходит только так. И тот, кто будет посягать на интеллектуальную собственность владельца турнира – понесет убытки, заплатит штрафы и рискует остаться без своего бизнеса. Как член Государственной комиссии по соблюдению и защите прав интеллектуальных собственников, в том числе в контексте Евро-2012, уверяю: мы будем очень тщательно отслеживать все эти процессы.

Проблема с гостиницами будет решена



- Сегодня для успешного проведения финальных матчей Евро-2012 в Харькове по-прежнему недостаточно гостиниц европейского уровня...

- Да, это очень серьезная проблема и связана она с номерным фондом пятизвездочных отелей. К 2012 году нам нужно иметь 1245 номеров класса «люкс», причем в пятизвездочных гостиницах.

Поскольку турнир принимает город, над этой проблемой достаточно успешно работает городская власть. По состоянию на декабрь 2009 года проделана огромная работа. Мы поможем городу номерным фондом в гостиницах, домах отдыха, санаториях за пределами нашего мегаполиса. Надеюсь, что к 2012 году эта проблема будет успешно решена. А вот дефицита номеров в 4- и 3-звездочных гостиницах у нас нет.

- Для расселения гостей будут задействованы и студенческие общежития...
- Несомненно. Они уже определены. Предполагается государственная субвенция на ремонт и переоборудование комнат в общежитиях под гостиничные номера. Это очень хорошо, поскольку Евротурнир уедет, а отреставрированные и комфортные гостиничные номера в общежитиях вновь заполнят наши студенты и аспиранты.

Болельщики хотят смотреть футбол, а не спектакли



- Слышала, что для приема футбольных болельщиков будут привлекаться студенты, в совершенстве владеющие иностранными языками... Каким образом будет проходить подготовка волонтеров?

- Официальными языками УЕФА являются английский, французский и немецкий. И, действительно, те студенты, которые специализируются на кафедрах иностранных языков, будут привлечены в качестве стюардов и волонтеров. Для этих целей нам понадобится около 3500 людей, говорящих на иностранных языках. Специальные курсы для них планируется открыть в середине осени 2010 года.

Для обучения стюардов и волонтеров существуют специальные программы, включающие не только языковую подготовку, но и связанные со сдачей психологических тестов, умением вести себя в толпе, поддерживать разговор даже с агрессивной аудиторий, доходчиво объяснять, как проехать или пройти куда-либо, и т.п.

Специальное обучение пройдут и медицинский персонал, и сотрудники правоохранительных органов, а также другие категории людей, которые будут работать в рамках проекта Евро-2012.

- А как планируется организовывать досуг приехавших в Харьков гостей?

- Мы же понимаем, что это специфическая аудитория. И если вы думаете, что приедут люди, которых будет интересовать симфонические оркестры и спектакли – то глубоко заблуждаетесь. Гости хотят насладиться футбольным зрелищем, получить профессиональный комментарий, разъяснения по поводу тех или иных спорных моментов либо инцидентов, возникших в ходе игры, пообщаться со знакомыми друзьями, съесть мороженое, выпить бокал пива. 

Поэтому подавляющее большинство гостей проведут в нашем городе максимум три дня. День до матча у фанатов будет занят поселением, изучением достопримечательностей города, второй день – исключительно подготовкой, просмотром и обсуждением матча. А день после – подготовкой к отъезду и экскурсиями. Та же незначительная часть гостей, которые приедут сюда на более длительный отрезок времени, сможет ознакомиться с красотами Слобожанщины, отправившись по туристическим маршрутам городского и областного уровней.

- Около стадиона планировалось строить большой торгово-развлекательный комплекс. Когда же появится «Металлист-сити»?

- Да, планировалось, однако инвестор посчитал, что в условиях кризиса целесообразней сделать паузу, посмотреть на развитие рыночной инфраструктуры и только после этого приступить к реализации этого проекта. Тем более что торгово-развлекательный центр может быть построен очень быстро - как только появятся первые ростки деловой активности, и мы поймем, что страна выходит из кризиса.. Я думаю, что это произойдет уже в 2010 году.

УЕФА к нашим дорогам претензий не имеет



- Сергей Михайлович, какие магистральные дороги, ведущие к Первой столице, планируется реконструировать и превратить в автобаны?

- С учетом выбора УЕФА принимающих городов в Государственной целевой программе проведения финальной части Евро 2012 в контексте Харькова стоит главная дорога —Киев-Харьков-Довжанский. Эта автомагистраль, которая сейчас отрезками находится в достаточно плохом состоянии, будет полностью реконструирована и превращена в автобан: две полосы в одну сторону, разделительная полоса и две полосы – в другую. Строительство начнется весной 2010 года. Банк реконструкции и развития дает на эти цели большой кредит – 400 миллионов евро. И харьковчане от этого только выиграют, получив, во-первых, прекрасную дорогу в столицу Украины, во-вторых – вокруг города (кольцевую) и в- третьих – прекрасную трассу на Кавказ через Донецк.

Вторая дорога, подлежащая реконструкции, связывает Белгород и Харьков. Когда я убеждал руководство УЕФА в географическом преимуществе Харькова, то отмечал, что мы находимся рядом с Российской Федерацией и Белоруссией. Я говорил, что полмиллиона человек приедет на турнир Евро-2012 в Украину только из России. Это мне подтвердили губернаторы Курской, Белгородской, Тульской, Орловской, Воронежской областей. А если сборная Российской Федерации еще и попадет в финальную часть турнира – не исключено, что на турнир к нам пожалует около миллиона россиян.

- А есть ли сейчас претензии УЕФА к нашим местным дорогам?

- Конечно, есть. У нас очень мало дорог с высоким качеством покрытия. В последнее время такие дороги в городе появляются, но их пока недостаточно. Но к 2012 году будут реконструированы все дороги, которые ведут от стадиона «Металлист» - сердца спортивного форума - к периферии.

А вот относительно транспортной инфраструктуры города Харьков с первого дня своего участия в тендере на право проведения в городе Евро-2012 замечаний у экспертов УЕФА не было. А сейчас она еще улучшается с учетом того, что к 2011 году появится современный шикарный аэропорт с новой полосой.

Терминалом можно любоваться



- Кстати, на каком этапе строительство пассажирского терминала в международном аэропорту Харькова?
- Терминал вышел на финишную прямую. Практически закончено остекление всех фасадов, переходят к отделочным работам внутри здания. Благодаря инвестициям генерального инвестора и координатора Евро-2012 в Харькове Александра Ярославского терминалом и окружающей территорией, подъездными путями, площадями можно уже любоваться. Идет очень активное строительство перронов и рулежных полос, согласовываются последние моменты, связанные со взлетно-посадочной полосой. Буквально на днях у меня была группа менеджеров с просьбой посодействовать подписанию последнего пакета документов по выделению земельных участков под полосу (она должна быть удлинена) – все это в течение двух часов было решено.

- А как будет решена проблема наличия стояночных мест для воздушных судов?

- Мы хотим использовать аэропорт для стоянки всех воздушных судов. Если это будет невозможно, в частности, по причине большого количества прибывающий авиалайнеров – то мы сделаем так: суда среднего класса будут отстаиваться на аэродроме Харьковского авиазавода, небольшие чартеры – на Чугуевском аэродроме, а подавляющее большинство – в нашем аэропорту.