17 января большинство харьковчан, имеющих право голосовать на выборах президента, оправились на свои избирательные участки.

В полдень на улицах Салтовки – невиданный для воскресенья ажиотаж. Городские власти обещание выполнили – дорога к 143-й школе, где располагается 172-й территориальный избирательный округ, расчищена и густо посыпана песком. А вот наглядная агитация одного из кандидатов в президенты – огромная «растяжка» в несколько этажей – даже в день выборов красуется на торце многоэтажки, встречая выходящих со станции метро «Студенческая» избирателей.

Люди, уже исполнившие свой гражданский долг, несмотря на шестнадцатиградусный мороз, по домам не спешат – стоят на улицах, живо обсуждая происходящее.

– С праздником, – приветствуют друг друга мужчины, крепко пожимая руки.

– Что ж за праздник? – встреваю я в разговор.

– Как же? Сегодня – день перемен и, надеюсь, к лучшему, – охотно объясняет заводчанин Дмитрий Иванович. – На голосование пришел сознательно. Я достаточно себя уважаю и не позволю кому–то делать выбор за меня и мою семью. Четко знаю, за кого буду голосовать. На работе у нас вообще сомневающихся мало -- у всех мужиков позиция имеется. Люди–то не дураки и не быдло, кто бы что о них не думал.

А киоскер Лариса ради того, чтобы поддержать своего кандидата, даже оставила рабочее место -- попросила подежурить мужа.

– Я сегодня работаю с 8 утра до 8 вечера, -- говорит она. -- На выборы иду принципиально: во-первых, давно определилась, за кого хочу проголосовать, а во-вторых – не хочу, чтобы моим голосом кто-то воспользовался. Аж с Алекссевки приехала!

Елена Максимовна пришла отдать свой голос за одного из кандидатов в президенты вместе с 14-летним сыном.

– Честно говоря, так идти не хотелось, – признается она. – Мне кажется, кого бы мы ни выбрали -- даже если допустить, что наше мнение имеет значение и результаты выборов не определены заранее,-- все равно в стране ничего не изменится. Но Денис настоял. Говорит, действие всегда лучше бездействия.

А вот для 20-летней студентки Юлии участие в сегодняшних выборах президента стало дебютом.

– Кстати, мой выбор отличается от мнения остальных членов семьи, – улыбается девушка. -- Да и у папы с мамой предпочтения разные. Но мы из-за этого не ссоримся, просто дискутируем.

Из дверей школы пулей вылетает мужчина, на ходу нахлобучивая шапку и застегивая дубленку.

– Прошу прощения, мне сейчас очень некогда, – извиняется он. – Бегу в паспортный стол, оказывается, еще год назад надо было фотографию вклеить, а я «прошляпил». Надеюсь все же успеть сегодня проголосовать.

Большинство жителей города на выборы шли с энтузиазмом. Так, Игорь Витальевич посетил сразу два участка: сам проголосовал в соседней 142-й школе, а в 143-ю привез свою 70-летнюю бабушку.

– У бабулечки – активная жизненная позиция, рвется голосовать, – улыбается Игорь Витальевич. – Сначала думала сделать это на дому, так как самой добраться на участок сложно – артрит, но заварилась вся эта канитель со справками... В общем, мне было проще ее отвезти.

По его мнению, по сравнению с предыдущими внеочередными выборами в Верховную Раду избиратели более активны.

– Правда, некоторых нет в списках, отсутствуют даже квартиры, где избиратели проживают, -- сетует он. -- Вот, свежий пример: человек полгода назад купил квартиру в нашем районе – его в списках не оказалось. Как выяснилось, эта квартира в числе тех, в которых проживают избиратели, вообще в доме не числилась. То есть предыдущие жильцы жилплощадь продали – их выписали, а нового жильца не зарегистрировали. Но новый хозяин сегодня же решил этот вопрос, обратившись в паспортный стол, и успел проголосовать.

«А фотографию-то вы не вклеили»


В вестибюле 143-й школы многолюдно. Доброжелательными улыбками пришедших встречают сотрудники учебного заведения, отправляя, в зависимости от адреса проживания, на тот или иной избирательный участок. Мне – в спортзал, именно там находится 58-й участок.

Холодно, члены избирательной комиссии – в основном женщины – зябко потирая руки, кутаются в шубы. Подхожу к столику, на котором стоит табличка с моим адресом, протягиваю паспорт. Найдя мою фамилию в списках, девушка внимательно изучает документ.

– А фотографию-то вы не вклеили, – огорошила она и, увидев мою растерянность, успокоила. – На сей раз вам повезло – месяца еще не прошло, как паспорт просрочен, поэтому проголосовать вы сможете. Но до второго тура обязательно зайдите в паспортный стол, иначе права голоса у вас уже не будет.

Особенно настойчивые обращаются в суд

Председатель участковой избирательной комиссии № 58 Ольга Иванова рассказала, что люди идут равномерно с самого утра. В первых рядах – как всегда, избиратели более старшего возраста, а к полудню уже и молодежь активизировалась.

– В 12.30 на нашем участке уже проголосовали 589 человек из 2011, -- рассказывает Ольга Владимировна. -- Нарушений нет. Да, приходят люди, которых нет в списке избирателей. Два человека написали жалобы, что хотят проголосовать именно сегодня, и требуют включить их в списки. Сейчас заместитель связывается с Реестром, пытается выяснить, не зарегистрированы ли они где-нибудь на других участках. Особо настойчивые обращаются непосредственно в суд. Там в экстренном порядке – буквально в течение часа-двух – все решается, и до вечера они успевают прийти и проголосовать.

Чтобы таких недоразумений не возникало во втором туре, Ольга Иванова советует сразу же, как только вы обнаружили, что вам не принесли пригласительный на выборы в положенный срок, прийти на участок с паспортом и ксерокопией, зарегистрироваться, написать жалобу. Ваши данные будут переданы в Реестр избирателей и после этого вас внесут в списки.

– 27 избирателей с нашего участка голосуют на дому: 17 человек у нас было зарегистрировано в списках, и 10 написали дополнительно заявления как желающие проголосовать дома, – продолжает Ольга Владимировна. -- Это либо пенсионеры, либо инвалиды 1-й группы, либо серьезно травмированные, например со сломанной ногой. Справку мы не требовали. Накануне избиратели нам звонили, мы отправили к ним членов комиссии с бланком. Так что члены комиссии и так удостоверились, что человек действительно не может прийти к нам самостоятельно и проголосовать.

Поставив «галочку» в бюллетене, я отправилась домой — нельзя сказать, чтобы с чувством глубокого удовлетворения, но уж с чувством выполненного долга точно.