Гость «Прямой телефонной линии» — директор Харьковского регионального центра оценивания качества образования, доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук, заслуженный работник образования Украины Александр Леонидович Сидоренко.

Хакеров просят не беспокоиться



— Здравствуйте, Александр Леонидович. Назовите, пожалуйста, главные отличия тестирования 2009 и 2010 годов.

— В прошлом году оценки по тестированию шли в аттестат, а в 2010 году тестирование отделено от государственной итоговой аттестации — от выпускных экзаменов в школе. Изменятся и сроки тестирования: с 10 по 27 мая в школах проводится государственная итоговая аттестация в виде контрольных работ (экзаменов в этом году не будет), до 1 июня каждый выпускник должен получить аттестат о среднем образовании, а 2 июня мы начинаем ВНО. Еще одно отличие — количество обязательных предметов. В прошлом году был один обязательный для тестирования предмет — украинский язык и литература, в этом году появился второй обязательный предмет, который определяет вуз. Абитуриент должен выбрать третий предмет, необходимый для поступления в конкретный вуз.

Следующее отличие — язык тестирования. В предыдущие годы абитуриент сам выбирал язык, на котором он хочет пройти тестирование (было шесть вариантов). В этом году все тестовые тетради будут только на украинском языке. Участникам ВНО, которые во время регистрации укажут, что им нужны языковые разъяснения, во время тестирования выдадут словарь с наиболее часто встречающимися в тестах терминами. До 14 июля оценки по ВНО будут обнародованы.

В этом году мы не будем выдавать сертификат с оценкой. Сертификат выдается во время регистрации: это документ с фотографией абитуриента, закрепленной голограммой, с ФИО, перечнем из пяти предметов с обозначением тех, которые абитуриент выбрал для тестирования. С сертификатом абитуриент должен приходить на каждое тестирование: в сертификате сделают запись и поставят печать, подтверждающие прохождение процедуры. По окончании тестирования абитуриент сам распечатает свои оценки с сайта УЦОКО, и в приемной комиссии вуза документы примут после сверки всех данных.

— Такая система сертификатов надежнее защищена от подделок, чем прошлогодняя? Хакеров не боитесь?
— Эти нововведения значительно упорядочат и ускорят получение сертификатов, сэкономят время абитуриента и полностью исключат вероятность подделки. Самое большее, что может сделать хакер — узнать чужую оценку, но изменить ее он не сможет.

Где найти исчерпывающую информацию



— Добрый день! Меня зовут Ульяна. Каждый год в тестировании происходят изменения. Не могли бы вы подсказать, где можно найти максимально полные данные о ВНО нынешнего года?
— Исчерпывающий источник информации о тестировании — официальные сайты Украинского центра оценивания качества образования — www.testportal.gov.ua и Харьковского регионального центра оценивания качества образования — www.zno-kharkiv.org.ua. 

Кроме того, для получения информации о ВНО вы можете позвонить на телефон «горячей линии» Харьковского регионального центра оценивания качества образования 705—07—37 или обратиться к нашим специалистам. Наш адрес: площадь Свободы, 6.

Сертификат плюс аттестат



— Здравствуйте, Александр Леонидович. Скажите, пожалуйста, какую роль при поступлении сыграет в этом году аттестат?

— Баллы из аттестата будут добавляться к баллам в сертификате. Но это нововведение имеет два существенных нюанса. Нюанс первый: одинаков ли вес баллов в аттестатах, полученных в хорошем городском лицее и в отдаленной сельской школе? Второе. На днях мне мама одного из харьковских школьников рассказала, что ее ребенок свободно разговаривает на английском: активно занимается с хорошим репетитором и три года ездит к родственникам в Англию. В школе до 11 класса у него по английскому были отличные оценки, но в выпускном классе баллы стали резко занижать, — видимо, пришло время «благодарить» учителя. Я не говорю обо всех школах и педагогах, но в отдельных школах значимость баллов в аттестате чревата нездоровой атмосферой. Не случайно в прошлом году, когда в аттестатах учитывались оценки за тестирование, количество медалистов уменьшилось вдвое. В этом году, я думаю, медалистов станет больше раз в пять.

А арифметика суммирования баллов очень проста. Для участия в вузовском конкурсе к баллам в сертификате добавят средний балл аттестата по 12-балльной системе. Сумма баллов по трем предметам в сертификате составит сотни и десятки баллов. Что изменят всего несколько аттестационных баллов на фоне, например, 570 тестовых баллов? Какую-то роль они могут сыграть, но очень незначительную.

— Добрый день, Александр Леонидович. Многие ректоры возмущаются, что уровень знаний первокурсников оставляет желать лучшего.
— Никто не запрещает ректорам установить проходной балл выше минимальных 124, но в прошлом году только шесть вузов в Украине подняли проходной балл в вузе выше 124. В Киево-Могилянской академии, например, на специальности «правоведение» проходной балл был 180. Ректор должен выбирать между уровнем знаний студентов, которых он наберет, и сохранением ставок своих преподавателей.

Некоторые привилегии остались в прошлом



— Добрый день. Подскажите, пожалуйста, кто освобождается от сдачи тестов?
— В тестировании могут не принимать участие: демобилизованные из вооруженных сил и уволенные в запас в 2010 году; инвалиды детства и дети-инвалиды; абитуриенты, не имеющие украинского гражданства (выпускники России и других зарубежных государств).

— Здравствуйте, Александр Леонидович. Вас беспокоит Ирина Анатольевна. Играет ли роль при поступлении в вузы победы в олимпиадах и МАН?
— Да, играет.

— Но не стали ли сложнее условия поступления в этом году?
— Нет. Во-первых, школьников освободили от выпускных экзаменов. Во-вторых, абитуриента не заставляют сдавать все пять тестов — он может выбрать три предмета. И вообще, почему мы стремимся облегчить абитуриенту жизнь? Можно ли достичь знаний без напряжения, легко и играючи?

— И еще один вопрос. Подскажите, пожалуйста, верно ли, что по 200-балльной шкале оценки по тестам выставляются не за количество правильных ответов? И означает ли это, что на максимальные 200 баллов может рассчитывать даже тот, кто справился не со всеми тестами?

— Оценка по шкале 200 баллов — рейтинговая: она определяет не количество правильных ответов и наличие знаний, а место каждого участника тестирования среди остальных. Каким образом она выставляется? Проверяются абсолютно все тестовые работы по конкретному предмету, определяется тот, кто по сравнению с остальными справился с максимальным количеством заданий: если, к примеру, из 67 заданий один из участников правильно решил 63 теста, а остальные — меньше, ему выставляют 200 баллов, поскольку в рейтинге всех участников в Украине он оказался лучшим.

— Добрый день, Александр Леонидович. Меня зовут Алла Витальевна. Скажите, пожалуйста, не ограничивается ли в этом году количество вузов, куда абитуриент может подать документы?
— В количестве вузов абитуриенты не ограничены. Но если у абитуриента есть право на льготы — он может использовать их только в одном вузе, куда отнесет оригинал аттестата об общем среднем образовании. В других вузах права на льготы он не имеет.

— Облегчит ли это участь остальных абитуриентов?

— Однозначно. Когда документы льготника лежат сразу в нескольких вузах — ректоры под страхом уголовной ответственности (они обязаны зачислить льготника) до последнего дня ждут, какой же вуз льготник все-таки предпочтет? А другие абитуриенты с количеством баллов, позволяющих им поступить, тоже пребывают в ожидании, потому что до последнего момента наличие свободных мест остается под
вопросом.

Тестирование готовит шпаргалочникам сюрпризы



— Здравия желаю, Александр Леонидович! В этом году моя внучка принимает участие в тестировании. Что бы вы ей посоветовали?

— Первое — определиться, в какой вуз поступать, второе — четко знать, по каким предметам нужно проходить тестирование. И главное — не волноваться. Желаю вашей внучке успехов.

— А какие сюрпризы вы готовите шпаргалочникам?

— Если я скажу — это будет уже не сюрприз. Могу сказать одно. Уважаемые абитуриенты, не ищите себе приключений на свою голову. Кроме неприятностей, вы ничего не добьетесь. Из прошлого тестирования мы сделали определенные выводы, а сюрпризы увидите, когда придете на тестирование. Не думайте, что вам удастся кого-то обмануть, лучше направляйте свои усилия на учебу. К любым попыткам нарушить процедуру тестирования мы будем относиться жестко. Если, например, к мобильным телефонам мы до сих пор проявляли лояльность — просто просили отключить — то теперь за пользование мобильным телефоном будем составлять акт на выдворение абитуриента из аудитории, а это означает, что он сможет участвовать в тестировании только в следующем году и потеряет год для поступления в вуз.

Личное дело

Сидоренко Александр Леонидович. Родился 27 июня 1949 года в Лубенском районе Полтавской области. После школы работал водителем. В 1973 году окончил геолого-географический факультет Харьковского госуниверситета им. М. Горького. После окончания два года работал учителем географии в школе № 89. 1975–1978 годы — замдиректора по воспитательной работе в школе № 128, с 1979 по 1986 год — директор школы-интерната № 14. 1986–1990 годы — начальник отдела образования Харьковского горсовета. С 1990 по 1995 год — заместитель председателя облисполкома, заместитель представителя президента, зампредседателя Харьковской облгосадминистрации. С 1995 по 2001-й работал начальником управления образования облгосадминистрации. 2001–2004 годы — зампредседателя Харьковской облгосадминистрации. С 2006 года — директор Харьковского регионального центра оценивания качества образования. Женат. Отец двоих сыновей: старший сын — сотрудник прокуратуры, младший работает в управлении ЮЖД. Кавалер ордена «За заслуги», имеет медаль «За трудовую доблесть».