Первый тур выборов президента Украины однозначно определил двух лидеров, которые будут бороться за пост главы государства во втором. По какому пути развития пойдет страна и как изменится жизнь «пересічного громадянина» после объявления результатов повторного голосования? С таким вопросом «ВХ» обратился к харьковским политологам.

Игорь Гридасов, журналист, политолог:

-- Основные изменения затронут сферу внешней политики. Внутри страны изменение ситуации больше зависит от смены правительства, чем от смены президента. А вот на украино-российских отношениях уход Ющенко скажется сразу и заметно, вне зависимости от того, кто его сменит.

Дело в том, что российским властям сейчас необходимо продемонстрировать мировому сообществу на подходящем примере, что обострение отношений с соседскими политическими режимами носило персональный характер, и отношения могут стать принципиально другими в случае смены, например, Ющенко или Саакашвили на представителя более лояльного к России политического курса.

Украина как раз и может стать таким подходящим примером. Улучшение отношений между странами выгодно и России, поскольку позволяет избавиться от навязанного имиджа пьяного бородача с автоматом Калашникова верхом на медведе.

Изменение ситуации открывает перед Украиной окно новых возможностей. Новый президент будет иметь возможность одновременно улучшать отношения с Россией и проводить не зацикленный на НАТО евроинтеграционный курс. Однако этим окном возможностей вряд ли сумеют воспользоваться оба возможных победителя. Так что все ограничится менее конфронтационной риторикой и расширением экономического сотрудничества с восточным соседом в интересах тех бизнескланов, которые будут стоять за новым главой государства.

Александр Воронянский, заведующий секцией политологии и истории Украины кафедры ЮНЕСКО при Харьковском национальном техническом университете сельского хозяйства им. П. Василенко, член Ассоциации политологов Слобожанщины:

– При любом исходе выборов уровень жизни в Украине останется одним из самых низких в Европе. За период премьерства Юлии Тимошенко почти в два раза увеличился прямой гарантированный долг Украины, и государству придется выплачивать проценты по кредитам. Бюджет у нас не сбалансирован, потому что нет доходов. Сегодня правительство получает доход только за счет продажи государственной собственности, а ее у нас осталось и так немного — около 20%, а это уже критично. Поэтому первое, что Юлия Владимировна сделает на посту президента, на мой взгляд, – разблокирует приватизацию госсобственности, после чего доходы в бюджет будут поступать только от розничной торговли (а это в основном импорт).

Для украинцев это обернется углублением кризиса, подорожанием, безработицей. Уровень заработной платы и пенсий бюджетников какое-то время новый президент может поддержать за счет внешних заимствований. Н, скорее всего она прибегнет к шоковой терапии -- у нее нет другого выхода. Это означает понижение зарплаты, замораживание социальных программ, повышение коммунальных тарифов и т.п. – всего этого требует Международный валютный фонд взамен на предоставление кредитов.

Если президентом станет Виктор Янукович, у него будет не очень много рычагов управления. Чтобы получить более широкие возможности, ему необходимо добиться контроля над парламентом, что вряд ли сейчас удастся. Сомнительно и то, что он сможет распустить Верховную Раду в условиях жесткого противодействия со стороны Юлии Тимошенко, которая, в свою очередь, может не признать победу Виктора Федоровича и объявить выборы недействительными.

Таким образом, на посту президента Виктор Янукович не сможет контролировать госбюджет, ресурсы и армию чиновников.

Юрий Зайончковский, политолог:

-- Очевидно, что сторонники Юлии Тимошенко и Виктора Януковича -- искренние или проплаченные -- будут уверять, что жизнь украинцев способны улучшить только их лидеры. На самом же деле в краткосрочной перспективе (год-два) на благосостояние миллионов наших сограждан победа Тимошенко или Януковича практически не повлияет.
Кто бы ни стал президентом, ему придется столкнуться с углубляющимся экономическим кризисом. Большой внешний долг, падение ВВП, кризисные явления в банковской системе и прочие «негаразды» для рядовых украинцев будут означать одно — необходимость «затянуть пояса потуже». И дай Бог, чтобы уровень жизни не опустился до отметки 90-х годов.

Что касается национально-языковой и культурной сферы, то здесь сколько-нибудь серьезных изменений в ближайшем будущем тоже не будет. Курс Юлии Тимошенко -- усиление украинизации общества -- понятен, мы наблюдали его в последние годы. Заявления Виктора Януковича о русском языке как втором государственном и т.п. во многом декларативны. Став президентом и имея в пассиве экономический кризис и оппозицию почти половины страны, ему будет не до выполнения предвыборных обещаний в отношении языка и прочих «малозначительных» вещей. Так что нам -- «маленьким украинцам» (как говорит действующий президент) можно сейчас особенно не переживать, кто станет следующим главой украинского государства.

Николай Корогодин, заведующий кафедрой украиноведения и политологии Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры:

– Украина уже давно не работает, и поэтому любого президента ждет экономический и социальный кризис. Кто в большей степени способен вывести страну из этой ситуации? Если говорить об упертости хозяйственника, то это, конечно, Виктор Янукович. Ему, возможно, удастся хотя бы чуть-чуть наладить производство и реализацию производимой продукции и получить от этого доход.

Иного пути нет: нельзя занимать деньги. А Юлия Тимошенко будет очень хорошо говорить, всех воодушевлять на дела – но при этом неизвестно на какие.

«Что делать?» – это классический вопрос. Ответ один: надо работать. Но за 18 лет мне не удалось встретить ни одной политической силы, которая серьезно обсуждала бы проблемы труда. Казалось бы, что нового: труд — источник богатства. Но такой лозунг для политиков непривлекателен, потому что после слова «труд» нужно говорить об оплате.