Кандидат на пост президента Виктор Янукович пообещал в случае победы на президентских выборах создать консорциум по управлению газотранспортной системой с участием "Газпрома".

По его мнению, таким образом удастся увеличить объём прокачки газа через территорию Украины и добиться более низкой цены топлива. В "Газпроме" уверены, что в ближайшие годы транзит не вырастет. А скидка на газ может оказаться недолгосрочной, как это было в Беларуси, считают эксперты, пишет "КоммерсантЪ-Украина".

21 января, Виктор Янукович заявил, что в случае победы на выборах инициирует создание консорциума по реконструкции и эксплуатации украинской газотранспортной системы. "Я буду вносить предложение о создании консорциума для эксплуатации системы и ее реконструкции с целью увеличения объемов прокачки газа", – заявил Янукович в эфире Николаевской ТРК. По его мнению, взамен Украина сможет получить "справедливую" цену газа.

"Регионалы" планируют создать коалицию в парламенте после выборов

Ранее Янукович сообщил, что намерен провести переговоры с "Газпромом" о пересмотре контрактов на поставку газа. А источник в Партии регионов уточнил, что если Россия не согласится поставлять газ по более низким ценам, то Украина начнёт закупать его в Туркменистане.

Предложение Януковича заинтересовало "Газпром". "Мы давно выступаем за создание консорциума. И если инициатива нового президента Украины будет поддержана, это может означать, что страна наконец обеспечит необходимые инвестиции в модернизацию ГТС", – заявил источник в монополии.

Программа модернизации газотранспортной системы (ГТС), утвержденная Кабмином, предусматривает инвестиции в объеме 2,57 млрд долл. Финансировать её планировалось за счёт кредитных средств, которые Евросоюз обещал выделить в марте прошлого года (общая сумма – 2 млрд долл), и средств "Нафтогаза".

Между тем второй кандидат на пост президента – премьер-министр Юлия Тимошенко – заявил, что не допустит создания консорциума.

"В случае его создания Украина, безусловно, проиграет. Дело в том, что от планов по строительству обходных газопроводов Россия не откажется. Решение об этом уже принято на уровне премьер-министра Владимира Путина, привлечены инвесторы и выделены необходимые средства", – сказал советник премьера, член комитета Верховной Рады по ТЭК Александр Гудыма.

Тигипко готов к непопулярным шагам на посту премьера


Он напомнил, что в 2009 году объём прокачки российского газа через территорию Украины снизился на 31% – до 75 млрд кубометров, но это было связано исключительно с падением потребления газа в странах Евросоюза. "Уже в этом году объём прокачки вырастет до 110 млрд кубометров", – уверен он.

По мнению Гудымы, экономический эффект от создания консорциума будет краткосрочным. "Скидки для украинской промышленности будут действовать три-пять лет, не больше", – говорит он. Эту информацию косвенно подтвердили в "Газпроме". "Цена газа для Украины должна быть рыночной. Мы можем говорить о некоторой скидке от этой рыночной цены, но ровно на размер стоимости газотранспортной системы. То есть речь может идти о белорусском варианте", – сказал собеседник в компании.

В 2006 году белорусское правительство продало "Газпрому" за 2,5 млрд долл 50% ОАО "Белтрансгаз", управлявшего газотранспортной системой государства. Причем эта сумма выплачивалась в течение четырех лет, частично деньгами, частично газом. Цена газа для Беларуси с тех пор неуклонно росла, а удерживать её на приемлемом уровне внутри страны позволяли средства, полученные от продажи ГТС.

Если решение о продаже ГТС всё же будет принято, Украине было бы выгодно провести международный тендер, считает начальник аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. Он напоминает, что в своё время в её покупке была заинтересована компания Shell, оценившая ГТС более чем в в 10 млрд долл.

"Американские нефтегазовые компании ExxonMobil и Chevron/Texaco также проявляют интерес к нашей ГТС. А учитывая, что украинские сети – это ключ к газовому рынку ЕС, компании, возможно, будут готовы заплатить за них намного больше, чем Россия. Если есть такое большое желание продать сети, почему не сделать это на открытом конкурсе, зачем какие-то теневые консорциумы?", – соглашается член комитета Верховной Рады по ТЭК Сергей Пашинский.