Недавно, 15 марта, отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. И одной из сфер, где каждый из нас выступает в роли потребителя услуг, является транспорт вообще и железнодорожный в частности.

Пассажир является основным потребителем услуг железнодорожного транспорта. Купленный им билет — это документ, подтверждающий наличие договора между пассажиром и представителями железной дороги о выполнении услуги по перевозке на конкретное расстояние и при определенном уровне комфорта. При этом не стоит забывать, что этот принцип действует как в Украине, так и в других государствах — республиках бывшего Союза, чьи железнодорожные администрации взаимодействуют между собой в рамках Центрального совета по железнодорожному транспорту. В случае нарушения обязательств одной из сторон ответственность предусматривается законодательством Украины или другой страны, где произошло нарушение. Отношения между пассажиром и железной дорогой регулируются нормативными актами по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа и законами о железнодорожном транспорте. При возникновении спорных ситуаций пассажир должен составить претензию и направить ее в «Укрзалізницю» или железнодорожное ведомство другой страны. В регионах рассмотрением жалоб занимается руководство железных дорог. Пассажиры также могут обращаться и в управления по защите прав потребителей соответствующих регионов.
Пресс-центр ОАО «Российские железные дороги» напоминает о тех случаи, в которых пассажирам железнодорожного транспорта следует обязательно обращаться к представителям руководства железной дороги.
1. Железная дорога обязана выплатить пассажиру штраф в случае, если отправление или опоздание поезда дальнего следования на железнодорожную станцию составляет более 1 часа. За каждый час задержки пассажиру выплачивается возмещение в размере 3% от стоимости проезда, но не более чем стоимость самого проезда.
2. В случае, если пассажиру не могут предоставить место в вагоне согласно проездному документу, ему следует обратиться к начальнику поезда, который должен разместить пассажира в другом вагоне либо в вагоне более высокой категории без взимания доплаты. При невозможности предоставить место в этом же поезде пассажиру предоставляют место в другом поезде, при этом проездной документ переоформляется без взимания дополнительных платежей.
3. Если в пути следования выявлена техническая неисправность вагона и данный вагон решено отцепить, начальник поезда должен переместить пассажиров на свободные места в других вагонах, в том числе и в вагонах более высокой категории без взимания доплаты.
4. Если в пути следования багаж пассажира был утрачен или поврежден по вине железной дороги, то пассажиру возмещается ущерб за каждый недостающий килограмм.