Несмотря на отсутствие широкой рекламы, позавчера, в первый день работы выставки-ярмарки «Православная Украина», наблюдалось столпотворение. В достаточно тесном помещении на улице Университетской, 8, рядом с иконной лавкой Покровского монастыря, собрались представители храмов и монастырей, издательств и мастерских из России, Беларуси, Украины и даже Сербии.

Первая выставка «Православная Украина» прошла в Харькове совсем недавно, в декабре прошлого года, перед Рождеством Христовым. Ее участники с удовольствием приехали в наш город еще раз.
Гости из Западной Украины
Радует то, что среди участников выставки много представителей западноукраинских монастырей. Три из них находятся в Ровенской области: монастырь «Волынской иконы Божьей матери», «Свято-Рождества Богородицы» Белевский и Свято-Покровский Гощанский женские монастыри. Монахини последнего привезли с собой список старинной (почти 400 лет) иконы Божьей матери «Сострадание», которая была освящена еще при митрополите Петре Могиле.
Традиционные экспонаты выставки, выполненные руками трудолюбивых монахинь, — всевозможное рукоделие: вышивка бисером, золотой нитью, роспись по стеклу, украшение икон. Еще сестры искусно плетут четки, шьют ризы, изготавливают восковые свечи. Во второй раз приехали к нам из города Прилуки Черниговской области монахини Свято-Троицкого Густынского монастыря. В обители свое обширное хозяйство, и во время своего первого визита монахини угощали харьковчан собственным медом с монастырской пасеки.
На вопрос корреспондента «Вечерки», чем больше всего интересуются посетители выставки, послушницы в черной одежде отвечают: «записочки подают». Требы (то есть молебны, панихиды, освящение домов и т. д.) можно заказать в любом из этих храмов. Если учесть, что среди участников есть представители и Закарпатского Свято-Успенского монастыря, и храма Иоасафа Белгородского (г. Киев), то «записочки» разлетятся по всем уголкам Украины.

Братья и сестры из-за рубежа А еще выставка объединила православных братьев и сестер соседних братских стран — России и Беларуси. Монахини храма святой Великомученицы Варвары (г. Смоленск, Россия) привезли с собой керамические расписные колокольчики и изящные рисунки на глине.
Но больше всего поразили корреспондента «Вечерки» изделия, привезенные из Свято-Елисаветинского женского монастыря (г. Минск, Беларусь). Очень милая и доброжелательная сестра Татьяна показала мне уникальные иконы, техника исполнения которых не имеет аналогов в православном мире. Кисть к этим искусно «прорисованным» ликам не прикасалась.
Иконы «написаны» на мраморных плитках: простым карандашом наносится контур, накладывается фон — тонкий листик сусального золота. Затем без красок и кисти «рисуется» лик: на клей насыпается послойно пудра или мелкая крошка из драгоценных и полудрагоценных камней.
Даже самая тонкая линия — это натуральный растертый камень. Если бы не пояснения Татьяны, я бы никогда не поверила, что иконы написаны не красками — настолько это тонкая художественная работа. На этих произведениях ювелирного искусства с обратной стороны указано, какие камни были использованы при изготовлении. Нет только имен художниц — в монастырях гордиться авторством не принято.
В иконописной мастерской Свято-Елисаветинского женского монастыря делают также уникальные оклады. На первый взгляд, они металлические — серебряные и золотые. Но белорусские мастерицы делают их из парчи — серебряной и золотой ткани, расшивая стразами и жемчугом. Есть в монастыре и собственная керамическая мастерская, и даже издательство. Для обители, возникшей всего восемь лет назад на пустыре около психиатрической лечебницы на окраине Минска, это подвиг. После мытарств большой стройки и хронического безденежья Божий дом разросся. И сейчас в нем 60 «черных» и 200 «белых» сестер. Последние имеют право жить дома и приезжать в монастырь на работу. По словам сестры Татьяны, государство в их жизнь не вмешивается. Ситуация в Белорусском православии «лучше, потому что у нас нет таких расколов, как у вас. Наш президент (Лукашенко. — Прим. авт.) очень терпим к православным, католикам. Но нетерпим к сектантам».
Злато и духовная пища Как близких и родных встретил православный Харьков представителей Сербской православной церкви (г. Белград). Вообще-то они ехали на подобную выставку в Москву, но остались в Харькове. Экспонаты — изделия фабрики «Сербская традиция» — изготовлены в соответствии с канонами классического византийского письма. Однако тяжелые серебряные иконы, медальоны, подсвечники и колокола не продаются, а выставлены для ознакомления.
Сказать прямо, у новых украинцев есть хорошая возможность потратить здесь свои деньги. Тем более что в моду, как мне рассказали, входят так называемые «кабинетные» кресты и иконы в солидной раме, которые изготавливаются по индивидуальному заказу, не повторяясь. Эти добротные уникальные вещи принято дарить партнерам по бизнесу и чиновникам. Остальной люд может позволить купить себе и близким к Пасхе что-то попроще и подешевле — керамические подсвечники, свечи, четки, ладанки, греческий ладан разных ароматов, иконки-открытки. Более «продвинутые» посетители выставки интересуются духовной пищей — книгами Вероятно, никто из харьковчан, посетивших «Православную Украину», не оставит своих близких и родных без подарка к светлому празднику Пасхи. Благо, вход на выставку свободный и работать она будет до конца недели.