11 февраля мир отмечает День больного.

Относимся мы или нет к категории болящих на данный момент – но эта дата так или иначе касается каждого: медики сопровождают нас с первых секунд нашего рождения и часто провожают в последний путь. Но стоит ли слепо доверять жизнь любому человеку в белом халате?

Больному раком отказали в операции


- Центр защиты прав пациентов работает в Украине уже второй год.
- Количество жалоб на качество медицинской помощи растет, есть случаи, когда неправильный диагноз приводил к смерти пациента или тяжелым последствиям, - говорит правовой эксперт ЦЗПП Айгуль Муканова.

Сейчас, например, юристы занимаются делом о врачебной ошибке. Как рассказала Айгуль Муканова, в одной из областей женщине с подозрением на рак сделали резекцию: вырезали три четверти желудка. После изучения анализов выяснилось, что рака у искалеченной женщины не было и в помине.

В Харькове и области жалоб пациентов на летальные случаи в результате врачебных ошибок, к счастью, не было. Но есть другие трагедии, возможной причиной которых стало неадекватное оказание медицинской помощи. Оба дела, которые ведут сейчас юристы ЦЗПП, - «акушерские»: как уверяют пострадавшие, роженицам вовремя не оказали помощь, в результате чего один ребенок умер, второй получил серьезные травмы.
-- Много жалоб и на неоказание медицинской помощи в следственных изоляторах: по Украине их поступает все больше и больше, причем некоторые случаи закончились смертью больных. Так, в Харькове был случай, когда человеку с диагнозом «рак» не делали операцию, пока не вмешался Европейский суд.

Как «подстелить соломки»



Проблема в том, что не все знают о правах пациентах и, соответственно, даже не подозревают, что они были нарушены. Больной, например, часто остается в неведении, от чего и как его лечат – это одно из главных нарушений в лечебных учреждениях.

- Медики должны подробно разъяснить пациенту, почему назначено именно такое лечение, в чем оно заключается, какие будет иметь результаты и есть ли альтернативные методы лечения, – консультирует Айгуль Муканова. – Еще одна проблема ― врачи часто выписывают лекарства в большем объеме и ассортименте, чем они на самом деле нужны: иногда по незнанию, иногда по принципу: «чем больше пациент примет лекарств - тем больше вероятности, что хоть какой-то препарат ему поможет». А кроме того, врачи часто выписывают препарат подороже, хотя у этого препарата есть более дешевые аналоги. Мы подозреваем, что некоторые медики связаны с фармацевтическими фирмами. Поэтому нужно обязательно интересоваться у врача, почему назначено то или иное лекарство.
Кстати, часто при поступлении в больницу пациенту дают подписать бумагу о том, что он согласен со всеми процедурами, манипуляциями, операцией в стационаре.
- Это одно из самых серьезных нарушений прав пациентов. Такие документы лучше не подписывать, – советует эксперт. -- Пациенту должны дать не общую, а понятную и подробную информацию о лечении.

Пациент должен иметь копию истории болезни


Айгуль Муканова уверяет, что количество жалоб на качество медицинской помощи растет, тем не менее, часто юристы оказываются бессильны помочь людям: чтобы привлечь медиков к ответственности, не хватает доказательной базы.

- После инцидента медики могут переписывать карточки и истории болезни, – говорит Айгуль Муканова. - Поэтому пациент должен иметь все медицинские документы. Как только пациент видит, что в лечении начинаются проблемы – нужно, не теряя времени, требовать копии истории болезни, чтобы можно было проследить, не изменили ли данные в оригиналах документов. Важно обратиться к нам как можно быстрее. Врачи выписывают рецепты на клочках бумаги, а потом очень сложно доказать, что именно этот врач выписал лекарства. Поэтому нужно, чтобы назначение врача обязательно фиксировалось в истории болезни и там же стояла подпись врача.

Впрочем, уверяет эксперт, после рассмотрения жалоб пациентов не так уж редко оказывается, что медики бывают и не виноваты в конкретной ситуации. Несмотря на то что врач сделал все возможное, сами пациенты ведут себя не очень правильно и некорректно. Попадаются и мнительные жалобщики: в любых действиях медиков они видят заговор.

Полезные контакты

Центр защиты прав пациентов работает в будние дни с 10. 00 до 18.00. Адрес: ул, Иванова, 27, тел. 700-62-81