Чугуевский район известен сегодня не только славным прошлым и успешным настоящим. Как выяснилось, здесь еще и учителя работают весьма перспективные. Недавнюю выпускницу харьковского вуза Наталью Сову ее ученики безоговорочно зачисляют в лучшие, а коллеги ей даже завидуют.

Жизнь — штука, как известно, сложная. Особенно для тех, кто вчера еще был студентом университета, а сегодня в ранге выпускника вынужден искать работу, желательно по специальности. Наталье Сове в этом смысле повезло. Окончив с отличием исторический факультет Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, девушка устроилась на работу в одну из школ родного Чугуева. Сначала знакомые ей сочувствовали: мол, работа психологически сложная и, мягко говоря, не слишком денежная. Но Наталья была уверена в том, что школа — ее призвание.
Шанс
Об украинско-польском проекте для школьных учителей Наталья узнала совершенно случайно. Общественно-просветительское общество «Эдукатор» (г. Ломжа) при финансовой поддержке польского МИДа еще в середине прошлого года организовало проект под названием «Активные учителя, активные школы, активное гражданское общество». Целью проекта было найти в небольших городках Украины перспективных учителей, поднять их квалификацию и поделиться собственным опытом (все — за свой счет). По информации самого «Эдукатора», эта организация финансирует 28 школ и 53 детских сада в соседней стране.
Наталья узнала о проекте от коллег-учителей и представила собственную разработку под названием «Создание электронной библиотеки» на базе своей Клугино-Башкировской гимназии Чугуева. В сущности, в городе, где работают преимущественно учителя преклонного возраста с устаревшими взглядами на все и вся, даже представления не имели, как все это воплотить в жизнь; поэтому молодая учительница стала первой и единственной, кто не пожалел времени на реализацию проекта. И, как выяснилось впоследствии, не зря.
Харьковский прорыв
Позже организаторы украинско-польского проекта признались, что сначала приглашать Наталью Сову они не планировали, исходя из ее недолгого учительского стажа — всего один год. Но потом, ознакомившись с представленной девушкой разработкой, впечатлились настолько, что уже не могли просто так «отставить» учительницу из Чугуева.
В отличие от многих программ-однодневок, которые организуются исключительно для того, чтобы «отбить» гранты и финансовые ресурсы, проект общества «Эдукатор» изначально служил другим целям. По словам представителя координатора проекта по Харьковскому региону, участников будущей поездки в Польшу отбирали честно, без оглядки на какие-либо связи, знакомства или красивые титулы.
Благодаря такому подходу Харьковская область отметилась лучшими учительскими проектами среди пяти регионов Украины (еще были Винницкая, Луганская, Львовская и Черниговская области). В Польшу, кроме Натальи Совы, отправились еще трое жителей нашего региона: учитель истории и права Лариса Махарина (г. Балаклея), учитель английского Сергей Сурженко (г. Великий Бурлук) и учитель истории и права из Чугуева Марина Проценко (которая, между прочим, в свое время учила и саму Наталью).
Всего в Польшу из небольших городков нашего государства съездили 25 учителей, прошедших конкурсный отбор. Среди разработок есть самые разные (скажем, организация питания, организация музея школы и поддержка выпуска школьной газеты), а лучшие из них, в том числе и работа Натальи Совы, выпущены в свет в виде брошюр. На родине покойных папы римского Иоанна Павла ІІ и всемирно известного фантаста Станислава Лема украинская делегация находилась в течение восьми октябрьских дней.
Контраст
Увиденное Натальей в Польше оставило неизгладимое впечатление, поэтому и сейчас, спустя полгода после возвращения из соседней страны, она рассказывает об этом с увлечением и немного с грустью. Оказывается, в отличие от украинской ситуации, общественность Польши готова костьми лечь, лишь бы сохранить школы в любом населенном пункте, вплоть до самого маленького. Люди понимают, что любое поселение будет существовать до тех пор, пока там работает школа.
Выяснилось, что поляки не могут понять, что означает выражение «рычаги давления на родителей». И неудивительно, ведь тамошние родители не гнушаются, скажем, собрать деньги на ремонт школьных помещений или на покупку учебников. Все умные люди понимают, что все это делается не ради каких-то абстрактных «заинтересованных» людей, а ради самих детей. А дети — это будущее общества, и его стоит лелеять, жить ради него. У нас же отношение совсем противоположное — люди почему-то надеются исключительно на государство, но не хотят помочь собственному будущему.
Еще одно интересное наблюдение — сама система образования. В Польше, как и в любой другой стране, существуют проверки школьных учреждений. Но, в отличие от школ Харьковской области в частности и Украины в целом, здесь все строго регламентированно: не пришел проверить вовремя — «до свидания!», до следующего «проверочного» периода. При этом главным фактором является не привычный для украинцев бюрократизм (бумажки по любому поводу), а польза для школьников. Стандартной для всех учеников школьной формы там тоже, кстати, нет.
Но, пожалуй, главным и самым запомнившимся впечатлением можно назвать историю, случившуюся в одной из небольших сельских школ Польши. Узнав о том, что школу могут закрыть, родители три дня подряд просидели за партами, протестуя против этого решения. Трудно представить что-то подобное в Украине, где объявление о закрытии школьного учреждения вряд ли вызвало бы какие-то особые эмоции у местного населения.
Воплощение
Вернувшись из-за границы, Наталья Сова продолжила обучать школьников истории и праву. Но и свою разработку не забросила за ненадобностью, как сделали бы, наверное, 99 человек из сотни. Девушка решила воплотить идею в жизнь и добилась своего. Она сумела заинтересовать местных ребятишек, причем даже тех, кого руководство школы считало потерянными для общества. Между прочим, молодость учительницы не мешает детям любить и уважать Наталью Александровну, что называется, по первому разряду.
Идея создать электронную библиотеку пришлась по душе мальчикам и девочкам из Клугино-Башкировской гимназии. Тем более что основа для этой библиотеки уже была — созданный недавно компьютерный класс. Буквально на следующий день ребята принялись тащить в школу компакт-диски, книги — интересные и не очень, а также любую вещь, которая, по мнению ребят, могла понадобиться в достижении цели. Родители потом неоднократно высказывали удивление от того, что их обычно неуправляемые отпрыски всецело увлеклись чем-то полезным.
Узнав о затее, директор школы обязалась поставить в библиотеке компьютер, чтобы дети не носили каждый раз домой диски с записями, а могли посмотреть необходимую информацию непосредственно в школе. Поддержали идею и городской голова, и помощник народного депутата, к которым в один прекрасный момент ввалилась шумная и яркая толпа школьников. Причем во время визитов к высокопоставленным персонам Наталья использовала знания, полученные во время стажировки в Польше. Скажем, она не стала просить денег, как сделал бы на ее месте каждый, а рассказала о своей деятельности, о школе, заинтересованности ребят, поделилась польским опытом школьного образования.
Призвание
Сейчас Наталья не жалеет, что в далеком уже 1999 году поступила в ХНУ им. В. Н. Каразина и принялась изучать педагогику на историческом факультете вуза. Она не погналась за большими заработками, возможными в других отраслях нынешней жизни, а отдалась делу, в котором нашла призвание. Впрочем, создается ощущение, что чем бы ни занималась эта хрупкая на вид девушка из Чугуева, она смогла бы добиться высоких достижений во всем. Но все-таки можно считать удачей то, что она пошла именно учительствовать.
Работу Натальи отличает свежесть мысли, внутренний протест против привычных для украинской школы стереотипов, желание и готовность вносить разнообразие в серые школьные будни провинциального учебного заведения. Этого не понимают многие учителя старой закалки, воспитанные на кажущейся идеальности программной системы, не приемлющей никакого отхода в сторону от генеральной линии Министерства образования. Не понимают, но видят результат.
А результат таков, что в каждом школьнике Наталья видит личность со своими интересами и проблемами. Личность, которую не всегда удается понять даже родителям, не говоря уже о «среднестатистических» учителях, которые больше переживают о том, как прокормиться на нищенскую зарплату, а не о том, как взлелеять в детях разумное, доброе, вечное.
К сожалению, отношение государства к школьному образованию не выдерживает никакой критики. Детей пытаются учить «под одну гребенку», без учета их талантов и способностей. Учителей заставляют заниматься никому не нужной бумажной работой (отчеты, планы и прочая и прочая), что не способствует их прямой задаче — качественному обучению. Зарплата учителей заметно ниже, чем в других сферах, а нагрузка — заметно выше. И не все они способны, как Наталья Сова, пробиваться сквозь зубцы этой гребенки.