В то время, когда вы читаете эту статью, во Дворце спорта открывается VI международный фестиваль брейк-данса «Breakidz-2005». Кто не успел — тот опоздал: «Вечерка» может лишь посочувствовать и сообщить то, о чем наш журналист узнал от организаторов фестиваля
накануне этого события.

Фестиваль брейк-данса стран СНГ «Breakidz-2005» проводится ежегодно, однако нынешний, шестой по счету, бьет предыдущие своим масштабом. Так считает руководитель творческого объединения украинской хип-хоп ассоциации (при общественной организации международный фонд «Панна») Владислав Дзюбан. Благодаря проведению подобных фестивалей, говорит Владислав, Харьков считается столицей украинской хип-хоп культуры (как музыкальной, так и танцевальной). Глава ТО украинской хип-хоп ассоциации рассказал корреспонденту «Вечерки», что в первой столице сосредоточено самое большое количество танцоров и музыкантов этого направления.

А чтобы поддерживать статус столицы брейк-данса, у нас ежегодно проводится фестиваль городского уровня — «Битва Харькова», который выявляет будущих звезд брейк-данса. Харьковчане надеются, что смогут продвинуться и дальше, и утверждают, что готовы проводить даже чемпионаты мира по брейк-дансу.

В этом году, — говорит Владислав, — на фестиваль «Breakidz» мы пригласили группы из других стран, но из-за недостатка финансирования не смогли разместить всех. Поэтому поляков увидим в Харькове только в следующем году. Белорусы, которые в прошлом году заняли первое место, не смогли приехать из Минска из-за «нестыковки» своего графика со временем проведения фестиваля. Ожидается, что в нынешнем «Breakidz» будут участвовать 11 украинских команд, из них две — харьковские (и одна наша команда откроет фестиваль). Из России, к сожалению, прибудет только одна команда (в прошлом году было шесть). Но это не значит, что украинцам не с кем будет «сражаться». У россиян, как правило, сильные команды, и другим участникам приходится хорошо «попотеть», чтобы отобрать у них победу. Возраст участников — от 12 до 27 лет.

Фестиваль «Breakidz-2005» проводится, как водится, под модным лозунгом «За здоровый образ жизни, против наркотиков и СПИДа!». А на провокационный вопрос корреспондента: «Будет ли пиво?» Владислав Дзюбан спокойно ответил: для того чтобы танцевать брейк-данс, надо иметь очень крепкое тело и очень много тренироваться. Это сложный и опасный танец — неподготовленный человек не сможет физически так двигаться. А в здоровом теле — здоровый дух: хорошее физическое состояние влияет и на духовное состояние человека, который совсем по-другому относится к жизни. Он более активен в социальной жизни, его не интересуют выпивка или наркотики.
Что мешает молодому человеку стать хорошим танцором? Вовсе не то, что, по мнению обывателей, мешает плохому танцору. В брейк-дансе главное — не повтор сложных движений за кем-то, а поиски собственного стиля, самовыражения посредством движений.

Если ты будешь танцевать как все, ты не будешь заметен. Фактически это свободный «поток сознания» через свободный поток движений. В брейк-дансе нет строгих правил — мастерство оценивается по принципу: чем новее и интереснее, тем лучше. Это не акробатика (хотя брейк-данс не менее травмоопасен), это танец, который постоянно эволюционирует: от ранних «электрик-буги», копирующих движения роботов, до современных паэр-мув («power-move») — сложных физических элементов. Это искусство для избранных — сильных духом и телом, а не для массовки: на дискотеке такое станцует не каждый. Брейк-данс не любит ленивых и слабых.
Сложность брейк-данса в том, замечает Владислав Дзюбан, что кто-то считает его спортом, а кто-то — танцем. И брейк-данс находится сейчас в подвешенном состоянии: даже наши министерства не могут разобраться, относить его к культуре или к спорту. А по-моему, это самый спортивный вид танца, — говорит Владислав. Сейчас даже во многих европейских театрах в спектакли вставляют номера брейк-данса в исполнении профессиональных команд.
Несмотря на опасность спортивных травм, брейк-данс-команды растут, как грибы после дождя, причем в геометрической прогрессии. Они отпочковываются от «родителей», становятся тренерами, учат других. Те, в свою очередь, тоже разрастаются, кустятся и уходят, чтобы создать свою команду, а иногда даже направление или школу.

Справка
В марте 1998 в Харькове было принято решение о создании Харьковской Хип-Хоп Ассоциации (ХХХА). Ее учредителями стали 10 профессиональных харьковских коллективов: Шиворот На, CDD Племя, Умники, Танок На Майдане Конго, Black Tribe, Убитые Рэпом, Порок Восприятия, Turbo, Встречная Тяга и танцевальная группа Модерн. Не прошло и двух месяцев, как в столице Украины было открыто Киевское представительство. Проанализировав открывшиеся возможности харьковские и киевские члены Ассоциации решили сменить название. Так появилась на свет Украинская Хип-Хоп Ассоциация (УХХА).