Российская компания "Айбокс" потеряла свою долю в украинском ООО "Айбокс". Из-за долгов сеть терминалов перешла к структурам, близким к менеджменту украинского "Альфа-банка".

Эта фирма занимает более трети рынка моментальных платежей в Украине. Компания владеет парком из более чем 5 тыс платежных терминалов iBox, пишет "Дело".

Сеть перешла под контроль структур, которые связаны с менеджментом украинского "Альфа-Банка". До сих пор эта сторона контролировала 49% платежной сети. Остальные 51% принадлежали россиянам. Но, как сообщил источник, близкий к руководству платежной сети "Айбокс", в конце января партнеры по бизнесу вступили в конфликт. Противостояние началось из-за того, что один из них не выполнил своих финансовых обязательств перед другим.

Российская компания "Айбокс" для выхода на украинский рынок взяла кредит у "Альфа-Банка" в размере 240 млн грн. Впрочем, бизнес пошёл не так, как планировалось, российские партнёры не смогли выполнить своих кредитных обязательств и вынуждены были уступить банкирам свою долю в украинской "дочке" "Айбокса". Такую версию конфликта подтвердили сразу два источника. "Компания оказалась не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам", - говорит директор одной из крупных украинских платежных сетей.

Номинальным собственником украинского ООО "Айбокс" является оффшорная компания "Бенезия Инвестментс ЛТД.". Ее учредили практически на паритетных началах два партнёра. Генеральному директору российского "Айбокса" Павлу Садовникову приписывали контроль над 51% голосов в оффшоре, оставшуюся часть, по данным участников рынка, контролировали структуры, близкие к менеджменту украинского "Альфа-Банка".

Сразу следует отметить, что в пресс-службе банка отрицают причастность финучреждения к платёжной сети. Косвенным подтверждением существующей тесной связи между "Айбоксом" и банком может быть тот факт, что данная платёжная сеть является эксклюзивным агентом "Альфа-Банка". Только клиенты этого финучреждения могут пользоваться терминалами iBox для погашения кредитных платежей и пополнения карточных счетов.

Результатом корпоративного конфликта стал технический сбой в работе платёжной системы, который вызвал волну негодования клиентов. Они не получили на свои счета деньги, перечисленные через терминалы. Общий объём "зависших" из-за сбоя платежей составляет около 20 млн грн. По данным компании, порядка 15% всех терминалов платёжной сети iBox, расположенных в Киеве и на юге страны, по-прежнему не работали по состоянию на конец прошлой недели.

Никаких официальных комментариев по поводу внутрикорпоративного конфликта представители ООО "Айбокс" не дают. Официальная версия сбоя в работе терминалов компании такова: всё случилось из-за проведения с 28 января по 7 февраля 2010 года технических работ по увеличению мощностей процессингового центра (подразделение, обеспечивающее информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчётов).

Как утверждают представители "Айбокса", собственный процессинговый центр не мог обеспечить нормальную работу платёжной системы. Также причиной сбоя в компании называют переход на новую процессинговую систему. 4 февраля сеть заявила о подписании договора с одним из своих конкурентов - "Объединённой системой моментальных платежей" ("ОСМП"). Именно эта компания теперь будет обеспечивать процессирование операций в сети терминалов "Айбокс" в Украине.

По данным участников рынка, технический сбой стал именно следствием обострения конфликта между соучредителями компании. Якобы украинская сторона захотела привлечь в проект более крупного стратегического инвестора. Вероятно, "ОСМП", которая является одним из ключевых участников российского рынка моментальных платежей, подошла на эту роль. Компания располагает большими ресурсами и возможностями для того, чтобы поправить финансовое положение ООО "Айбокс".

Представители "ОСМП" сообщили, что переговоры между сторонами продолжались не менее 3 месяцев. После того как стало известно, что структуры "Альфа-Банка" достигли определённых договорённостей с "ОСМП", при которых не были учтены интересы россиян, российские соучредители сети "Айбокса" попросту перестали обслуживать украинские терминалы iBox через свой процессинговый центр, который расположен в России.

"Система была отключена некорректно. То есть российской стороной деньги сознательно принимались и сознательно не перечислялись на счета контрагентов. На этот шаг российский iBox пошёл после того, как структуры "Альфа-Банка" достигли определенных договоренностей с "ОСМП", при которых не были учтены интересы россиян", - сообщил источник, близкий к руководству ООО "Айбокс". Также в "Айбоксе" признают, что компания рассматривала варианты сотрудничества и с другими процессинговыми центрами, что подтверждает информацию о том, что компания была озабочена поиском нового стратегического инвестора.