Здание Пархомовского музея, где хранится уникальная коллекция Афанасия Лунева, больше не принадлежит самому музею. Старинный особняк конца XVIII века, памятник архитектуры, купила частная фирма вместе с Пархомовским сахарным заводом. Здание музея, где можно увидеть подлинники Васнецова, Брюллова, Кандинского, Малевича, Рембрандта, Сезанна и Пикассо, государство оценило в 26 тысяч гривен.
Экскурсовод показывает старинный полифон конца XIX века. Громкие имена художников здесь произносят шепотом, каждый раз добавляя: «Мы — музей деревенский». И тут же — Боровиковский, Тропинин, Репин, Верещагин, Рембрандт, Брюллов, Рерих, Васнецов, Бенуа, Малевич, Ван Дейк, Сезанн, Ренуар, Матисс, Кандинский и Пикассо — Голубь Мира, портрет Кюри, ваза и декоративная тарелка.
В конце XIX века одним из управляющих на Пархомовском сахарном заводе работал отец Казимира Малевича, Северин. Сам автор «Черного квадрата» пять лет учился в Пархомовской сельской школе. Сейчас Пархомовский историко-художественный музей — единственный в Украине, где есть работы Малевича. А само здание уникального музея теперь принадлежит частной фирме — владельцам сахарного завода.
Когда-то сахарный завод тоже принадлежал государству. А потом обанкротился и попал в частные руки. А вместе с заводом — и здание музея. Автоматически, как утверждают бизнесмены.
Елена Семенченко, заведующая музеем: «Они были сами удивлены, купив здания, которые принадлежали заводу, и узнав, что… в одном из них оказался музей».
В завещании основателя музея Афанасия Лунева единственное условие: уникальная коллекция должна всегда оставаться в Пархомовке. Его сын, Петр Лунев, сегодняшнюю ситуацию называет аферой. Он считает, что предприниматели не могли не знать, что выкупили музей.
Петр Лунев, сын основателя музея: «Ситуация эта вообще парадоксальна по своей сути, потому что памятник архитектуры — за 26 тысяч? Просто как имущество, которое там самортизировалось».
Валентина Мызгина, директор Харьковского художественного музея: «Сумма совершенно изумительная была указана. Как выяснилось потом, там кто-то даже из жителей Пархомовки говорил: «Да за такую сумму и я купил бы этот дом». Тут же позвонила милицейская наша служба: «Что нам делать?» Я им: «Ну как «Что нам делать?», у нас с вами договор, дорогие мои, мы вам платим за охрану художественных ценностей, ну так и охраняйте».
Впрочем, как директор Харьковского художественного музея она курирует все музейные коллекции области и уверена — сделка вполне законная. Уже полгода она ведет переговоры с новыми владельцами сахарного завода. Сами бизнесмены, как оказалось, тоже ценители живописи. Проникшись духом пархомовского музея, обещают оформить все документы и подарить здание музея — музею, сообщает
МГ «Объектив».
Сергей Близнецов, главный инженер завода: «Фирма «Синтал Д» выкупила здание музея по одной простой причине — потому что никто больше не хотел заниматься этим зданием. Фирма в прошлом году привела в порядок фасад дома, отремонтировала, в этом году мы планируем перекрыть крышу. И мы готовы передать этот музей на баланс управления культуры Харьковской области. Бесплатно».