Я остался без работы и мне предстоит масса собеседований. Как правильно вести себя, как произвести хорошее впечатление и не продешевить?

Чтобы не «плавать» в ответах


- Осведомлен -- значит вооружен, – считает главный психотерапевт Минздрава Украины, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного образования Борис Михайлов. – К собеседованию нужно готовиться заранее. Многие не утруждают себя поиском информации, но важно обладать максимумом сведений о месте, на которое ты претендуешь (эти данные можно взять из Интернета или специализированного журнала).

Не все способны на экспромты, поэтому, чтобы вопросы работодателя не поставили в тупик, специалист советует делать «домашние заготовки».

Перед визитом на предприятие Борис Михайлов советует не полениться и полюбопытствовать, что представляет собой фирма и каков ее руководящий состав. Нелишне вовремя и к месту упомянуть в беседе руководителя предприятия, назвав его по имени-отчеству. Естественно, не стоит сообщать: «Ваш Иван Иваныч у меня по субботам на даче чай пьет». Хорошо бы намекнуть, что мечтаешь работать именно в этом коллективе и с этим достойным руководителем: «Ну кто же из специалистов не знает Иван Иваныча?»
Такие ответы покажут, что претендент весьма серьезно настроен на работу. Есть еще один традиционный вопрос при анкетировании -- «Почему вы хотите у нас работать?» Чтобы не ляпнуть невзначай: «А я и сам не знаю, почему. Просто подумал: «А не пойти ли мне немножко поработать?», -- или еще хуже: «Меня нигде больше не берут, решил вот к вам наведаться», – нужно заранее разумно сформулировать свой ответ. Психотерапевт советует аргументировать выбор и интересами предприятия, и своими собственными. Кстати, при устройстве на работу можно не скрывать надежд на карьеру: разумный карьеризм сейчас в цене. Но специалист предупреждает:
- Не стоит говорить собеседнику: «Вижу, руководство у вас старовато, да и вы уже – слава Богу – в годах. Вот с месяцок поработаю и начну себе присматривать руководящий пост».

Не стоит предъявлять требования


- В некоторых рекомендациях советуют приходить на собеседование с видом победителя. Израильские специалисты предлагают другую крайность -- убого-несчастный имидж. Но у нас он не работает, -– уверяет Борис Владимирович. – Нужно создать о себе мнение как о достаточно уверенном, знающем себе цену человеке, но это не означает, что можно себе позволить выставлять перед работодателем требования: «Мне нужен кабинет с окном на юг, кожаное кресло и белые орхидеи на подоконнике. А еще хорошо бы заменить в вестибюле автомат с кофе: он у вас гудит».

Устраиваясь на работу, не стоит вести себя вызывающе и с порога корчить из себя соперника. В таком случае собеседник тоже станет пыжиться и устроиться на работу вряд ли удастся.

- Беседу нельзя строить по схеме: «Я, конечно, отвечу на ваши вопросы, хотя и так понятно, что я для вас -- просто находка». Конфронтация приведет к неконструктивному продолжению, – предупреждает специалист.

Имидж «городского сумасшедшего» не пройдет


Внешний вид тоже чрезвычайно важен, ведь встречают, как известно, по одежке. Надевать кургузый пиджачишко и круглые очки, разыгрывая «ботаника» и бессребреника, не стоит: такого если и возьмут, то свалят на него всю работу.

-- В одежде хорош принцип золотой середины: нужно выглядеть достаточно скромно. Не нужно создавать образ убогого, но демонстрировать золотые «гайки» на пальцах тоже ни к чему, – говорит Борис Михайлов. – Все должно быть выдержанно, без экстравагантности и крайностей. Что касается цвета – красный считается самым раздражающим. Вполне уместен голубой - если он холодный и сдержанный. Но самыми удачными будут пастельные тона.