В этом году зима по-настоящему расщедрилась на снег. Но если для автомобильных дорог он стал настоящей напастью, парализующей движение, то железнодорожники вполне успешно справляются с заносами благодаря четко отработанной методике работы.

Борьба со снегом — серьезная задача, которая в том числе возложена и на Харьковскую дистанцию пути Южной железной дороги. Дистанция обслуживает ближайшие к Харькову участки таких важных направлений с интенсивным движением, как Москва — Крым — Кавказ и Харьков — Киев.

Несмотря на то что действительно мощных снегопадов и вьюг Харьковщина не видела уже много лет, железнодорожники сохранили и поддерживают в работоспособном состоянии все оборудование и технику, предназначенную для удаления снега со станций, путей, в том числе и стрелочных переводов.

Заместитель начальника Харьковской дистанции пути Александр Марадудин рассказывает, что на многих стрелочных переводах снег убирается при помощи воздухообдувки: для этого существует специальная компрессорная станция и воздухоразводящая сеть. Под сильным напором воздуха, который специальным шлангом направляют работники, снег сдувается со стрелок и не мешает их работе. Также применяется система электрообогрева, которая работает в автоматическом режиме.

Специальные снегоуборочные машины, проходя по путям и стрелочным переводам, забирают снег в бункеры и вывозят за пределы станций. В эти дни работы для таких машин было особенно много, они работали и днем, и ночью. Впрочем, как и люди.

— Во время снегопадов работаем круглосуточно, — рассказывает Александр Марадудин. — Если по прогнозам метеорологов ожидается большой снег, то на помощь сотрудникам нашей дистанции приходят работники смежных подразделений ЮЖД, за которыми закреплены определенные стрелочные переводы. В эти дни, например, на очистке путей от снега ежесуточно было задействовано в общей сложности около 250 человек (134 работника дистанции пути и 115 сотрудников других подразделений). В первую очередь от снега очищаются стрелки, затем «обрабатываем» все другие участки. В то же время железнодорожные перегоны в такой очистке даже при нынешних снегопадах не нуждаются — с их защитой вполне справляются лесонасаждения вдоль путей. Ну а на случай очень сильных снегопадов (таких, какими они были в середине прошлого века), способных буквально завалить пути снегом, у нас имеется специальная мощная машина марки СДПМ, которая может очищать целые перегоны.

В отличие от автомобильных магистралей, где убранный с проезжей части снег просто складируется на обочинах, железнодорожное полотно должно быть очищено полностью. Дело в том, что обилие снега с наступлением тепла чревато подтоплениями. Поэтому на ЮЖД формируются так называемые снеговые поезда, состоящие из локомотивов и нескольких платформ. На них сотрудники железной дороги грузят, а затем вывозят снег, убранный со станций.