Токката Баха — это не только мелодия в мобильном телефоне, но еще и бессмертное произведение. Классическая же музыка может быть современна, интересна, а главное — понятна, и не только знатокам Баха. В этом, по крайней мере, уверены организаторы 4-го фестиваля «Харьковская Бахиана». В программе — произведения, которые не только Украина раньше не слышала, но и Европа-то слышала считанные разы. Открылся фестиваль вчера в Органном зале и продлится до конца месяца.

Юрий Янко, Олег Киняев, «Омега-автопоставка» — именно этому триединству обязана рождением «Харьковская Бахиана». В 2001 году директор филармонии Юрий Янко задумывает масштабное классическое действо. Сначала находит деньги, а потом уже обращается к питерскому органисту Олегу Киняеву с предложением помочь организовать «Харьковскую Бахиану» — так теперь будет называться «органный» новорожденный…
Прежде всего фестиваль посвящен творчеству Баха. Однако звучать в Органном зале будет не только Бах, но и современная органная французская и итальянская музыка. Не хотят организаторы залезать в глубокие пещеры соборной музыки. «Я хочу показать, что музыка классическая — она жива. Она все время развивается, — настаивает Олег Киняев. — Более того, сегодня не спрос определяет предложение, а предложение — спрос. Чем мы больше будем предлагать, тем и публики будет больше. А если мы будем уходить в пещеры, то публика изначально будет настроена на то, что ей эта музыка будет непонятна. Нас просто задавит эстрадная культура». А этого не очень-то и хочется, причем не только организаторам фестиваля.
В этот раз в Органном зале будет звучать музыка, которую харьковчане долго еще не услышали бы, если бы не фестиваль.
Так, например, впервые в Украине будут звучать два произведения французского композитора Оливье Месиана. Крупнейший композитор ХХ века на протяжении 50 лет являлся главой французской композиторской школы.
Органный цикл «Книга святых даров» в Украине прозвучит впервые, в России он уже звучал дважды: в Москве и Питере. В мире же исполнялся всего 64 раза, девятью музыкантами.
На нынешний фестиваль Олегу удалось заполучить своего друга, теперь уже немецкого музыканта Александра Горбатенко. Этот певец обладает довольно-таки редким голосом — контртенором. Попросту говоря, это когда мужчина поет женским голосом. Олег Киняев говорит, что Александр может петь и тенором, но не хочет. Развив же свой фальцет, он пользуется сегодня бешеной популярностью на Западе. Для поездки в Украину певцу пришлось отказаться от гастролей по Германии. Да чего не сделаешь ради города, в котором родился, хотя большую часть сознательной жизни провел в Петербурге.
Еще одна звезда фестиваля — французский органист Андре Изуар. У Андре около 17 золотых дисков, он профессор, органист собора Сен-Жермен. По словам Олега Киняева, половина репертуара парижанина — это композиторы, имен которых нет даже во французской энциклопедии.
— Изуар — это человек, который неделю может играть музыку, и все будут говорить: «Андре, какая прекрасная музыка, я никогда ее не слышал». А перед концертом он может сказать: «А что играть? Я ничего не помню», — рассказывает Олег Киняев.
Андре Изуар уже год не гастролирует по миру, отказываясь от выступлений в Америке и Европе. Однако приехать в Украину французский органист согласился. Видимо, мы по-прежнему для европейцев определенная экзотика.
Так что все на Бахиану, товарищи! Дабы окончательно не поглотила вас пучина эстрадной «культуры».
Комментарий
Олег Киняев, органист (Санкт-Петербург), один из творцов фестиваля:
«Я бы сказал, что в Европе чувствуется некоторый упадок в органостроении. Того бума, который был в 50-70-х годах, уже нет. Тогда органные фирмы были просто завалены предложениями, хотя орган — это очень дорогой инструмент. Мне кажется, что сегодня в России и Украине интерес к органной музыке гораздо больший. На Западе это привычно. Человек с детства ходит в собор и слушает органную музыку. Для нас же это еще тайна за семью печатями».