В 2009 году в Харьковское областное управление по делам защиты прав потребителей за помощью обратились почти две тысячи человек (из них 1064 – письменно), что на четверть больше, чем в 2008 году.

Между тем, отмечают специалисты, внеплановые проверки по обращениям граждан инспекторы могут проводить исключительно при наличии письменного согласия Госпотребстандарта Украины. В 65 случаях управлению такового согласия получить не удалось, поскольку жалобы харьковчан не содержали всех необходимых сведений: отсутствовал полный адрес субъектов хозяйствования, не указано, какой именно товар был приобретен, не приложены копии расчетных документов, что сделало невозможным рассмотрение их по существу.

Специалисты сетуют: особые хлопоты им доставляют проверки субъектов предпринимательской деятельности, которые работают по упрощенной системе налогообложения. Это дает возможность руководителям таких предприятий не предоставлять проверяющим никакой информацию о том, у кого, в каком количестве и по какой цене закуплена продукция. А отсутствие маркировки на товарах не позволяет выявить ее изготовителя и сделать правильную оценку качества товаров.

– Так, зачастую колбасные изделия и мясопродукты браковались по причине отсутствия какой-либо маркировки, характеризующей продукцию, из-за чего невозможно установить их правильное название, сорт, дату изготовления, получить полную информацию о составе (например, не указывается наличие сырья растительного происхождения, которое на самом деле в фарше присутствует), – говорит начальник Главного харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Евгений Федорчук. – Мы считаем, что предприятия-изготовители намеренно нарушают требования по маркировке своей продукции, потому что значительное ее количество производится с нарушением технологий, а отсутствие на этикете даты изготовления позволяет «увеличивать» сроки ее реализации.

Чтобы не допустить проникновения на рынок Харькова и области некачественных, фальсифицированных и опасных товаров, необходим постоянный контроль качества реализуемой продукции.

- Однако этот контроль не будет действенным без проведения лабораторных исследований, – замечает Евгений Данилович. -- К сожалению, в государственном бюджете прошлого года не были предусмотрены расходы на них. А так как бюджет на 2010 год еще не принят, то на сегодняшний день средства на проведение исследований также не предусмотрены.

По данным управления, в основном потребители жалуются на качество непродовольственных товаров (27% от числа обращений), нарушение правил торговли (14%), неудовлетворительное качество продовольственных товаров (7%). По вопросам нарушения прав потребителей в сфере платных услуг получено 486 обращений (46%), в сфере рекламы – 3 обращения (1%). После вмешательства управления в пользу потребителей решено 660 из полученных письменных обращений (62%), «обиженным» возвращены средства в сумме 502,49 тыс. грн.

Количество жалоб на услуги ЖКХ увеличивается


В прошлом году число жалоб на качество жилищно-коммунальных услуг возросло по сравнению с 2008 годом на треть. Специалисты, проанализировав результаты проверок, направили соответствующие предложения в органы местного самоуправления.

Так, эксперты считают необходимым приведение договоров между потребителями и предприятиями, оказывающими жилищные услуги в соответствие с требованиями Постановления КМУ № 529 от 20.05.2009 года и заключение договоров исполнителями услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведения, как это предусмотрено Постановлением КМУ № 630 от 21.07.2005р. Постановление КМУ № 529 не определяет сроки, в пределах которых должны быть перезаключены договоры с потребителями, поэтому в управлении считают, что есть необходимость определить эти сроки на уровне области.

– Необходимо урегулировать и вопрос, касающийся поверки счетчиков воды, принадлежащих потребителям-жильцам многоквартирных домов, – говорит Татьяна Холод. -- Так как п. 24 Постановления КМУ № 529 от 20.05.2009 года предусматривает порядок расчета размера платы за проведение периодической поверки, обслуживания и ремонта средства учета воды и тепловой энергии, который должен быть утвержден органами местного самоуправления и начисляться ежемесячно потребителю в составе услуги в зависимости от количества таких средств учета.

У потребителей есть свой праздник

15 марта мир отмечает День защиты прав потребителей.  Впервые права потребителя были сформулированы в выступлении президента США Джона Кеннеди в Конгрессе в 1961 году. Сначала их было четыре: на безопасность, информацию, выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: права на возмещение ущерба, потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей и здоровую окружающую среду. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность.

В 1983 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. В Украине этот день получил признание в 1992 году -- после принятия Закона Украины «О защите прав потребителей».

В нашем городе реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей обеспечивает Харьковское областное управление по делам защиты прав потребителей.

Покупки «на расстоянии» требуют особого внимания


Покупая продукцию на заказ, вне торговых или офисных помещений, а также заключая договора на расстоянии, потребители зачастую очень рискуют.

По словам заместителя начальника управления Татьяны Холод, нередки случаи, когда субъект хозяйствования, вопреки требованиям статей 12, 13 Закона Украины «О защите прав потребителей» и Правил продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений, не предоставляет потребителю документ, подтверждающий факт заключения договора, а также необходимую, достоверную и своевременную информацию.

Специалист предупреждает: документ должен содержать наименование продавца, его местонахождение и порядок принятия претензии; основные характеристики товара; цену, включая плату за доставку и условия оплаты; гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом товара; другие условия поставки; стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа; период принятия предложений; порядок расторжения договора.

– Отсутствие информации приводит к тому, что управление не в состоянии выполнять свои функции по защите прав потребителей и принять меры к таким субъектам хозяйствования, – говорит Татьяна Ивановна. – Мы вынуждены направлять такие обращения в правоохранительные органы.