Второй месяц на харьковских АЗС продолжается совершенно не типичное для этого времени затишье. Однако в ближайшее время, по прогнозам экспертов, расходы на заправку авто увеличатся на 10%.

Одна из основных причин подорожания – рост потребления топлива, связанный с сезонным фактором: как только потеплеет, на дороги выедут так называемые «подснежники» – автомобили, всю зиму простоявшие «на приколе». Кроме того, традиционно дорожает топливо и с началом посевной, говорит эксперт рынка нефтепродуктов Богдан Гусь.

На цене топлива, естественно, отражаются и события, происходящие на мировом рынке нефтепродуктов.

- Цена на нефть постоянно колеблется в пределах 70-80 долларов за баррель, – говорит Богдан Васильевич. – Кроме того, в последнее время прокатилась волна забастовок во Франции, Греции, Египте, Турции – там закрылись нефтезаводы. Это привело к спекуляциям на бирже – потому и цена на нефть «гуляет».

В Украине -- свои внутренние причины колебаний цен на топливо, продолжает эксперт. В частности, сказывается сокращение объема производства украинских нефтеперерабатывающих заводов. Так, за первые два месяца 2010 года объем производства упал в среднем на 2,5%.

- Кроме того, наш рынок нефтепродуктов, мягко говоря, не совсем прозрачный. В Украине проводятся аукционы, на которых должна рыночным образом складываться цена, например, на нефть, газовый конденсат, – поясняет Богдан Гусь. – Но проводятся эти аукционы с нарушениями и злоупотреблениями. В результате на них попадают только «свои», которые покупают нефть не по 70-75 долларов за баррель, а по 20-30. И эти неравные условия приводят к возникновению недобросовестной конкуренции. В результате остальные предприниматели закупают только минимум продукта, который смогут продать, а не завозят нефть в необходимых объемах.