С целью предоставления возможности налогоплательщикам в отведенное время пообщаться по телефону с руководящими работниками налогового органа Специализированной ГНИ по работе с крупными плательщиками налогов в г. Харькове в последнее время широко применяется такая современная форма работы с плательщиками налогов как проведение сеансов телефонной связи «Горячая линия». Очередной сеанс телефонной связи с налогоплательщиками по вопросам применения штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства и т.п. провел 13 апреля начальник инспекции Владимир Швадченко, который ответил на все вопросы налогоплательщиков. Предлагаем вашему вниманию ответы на заданные вопросы.

— Предприятие несвоевременно пересчитало налог с доходов физических лиц. Какие штрафные санкции его ожидают?
— Если предприятие правильно насчитало и удержало налог и лишь несвоевременно его перечислило в бюджет, то налоговые органы при установлении такого факта во время проведения документальной проверки должны насчитать пеню согласно ст. 16 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (с изменениями и дополнениями). При этом другие штрафные санкции, предусмотренные ст. 17 этого Закона, к предприятию не применяются.
Кроме того, согласно ст. 163 / 2 Кодекса об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и сборов (обязательных платежей) влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти не облагаемых налогами минимумов доходов граждан (на сегодня — от 85 до 170 грн.).
Протокол об установлении такого административного нарушения составляется должностными лицами налоговой службы во время проведения документальной проверки предприятия и передается в суд для принятия соответствующего решения.
— В случае несвоевременной уплаты сбора за загрязнение окружающей среды, какие штрафы взимаются?
— В соответствии с п. 9.2 Инструкции о порядке начисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей естественной среды, утвержденной общим приказом Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 19 июля 1999 года № 162/379 плательщики несут ответственность за правильность начисления, полноту и своевременность уплаты, а также за правильность составления и своевременность представления налоговых расчетов в органы государственной налоговой службы согласно законодательству. Имеется в виду Закон № 2181, который предусматривает, в частности, за нарушение порядка представления указанного расчета (за каждое непредставление в установленные сроки) взыскание штрафа в размере 170 грн. (п.п. 17.1.1 п.17.1 ст.17).
Кроме того, в случае неуплаты согласованной суммы налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных этим Законом, налогоплательщик обязан уплатить штраф в таких размерах (п.п. 17.1.7 ст.17 Закона № 2181):
— 10% налогового долга относительно сбора за загрязнение окружающей естественной среды — при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты;
— 20% — при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно;
— 50% — при задержке уплаты свыше 90 календарных дней.
Вместе с тем в случае нарушения установленных сроков уплаты налога взимается пеня из расчета 120% годовых учетной ставки НБУ, которая действовала на день возникновения такого налогового долга или на день его погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок будет большей. Пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) за каждый календарный день просрочки ее уплаты (п.п. 16.4.1 ст.16 Закона № 2181).
— Налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятие представило в налоговую инспекцию с опозданием по болезни бухгалтера. Применяются ли к такому предприятию штрафные санкции за несвоевременное представление налоговой декларации?
— Соответственно п. 20.1 ст. 20 Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (с изменениями и дополнениями) ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты налога на прибыль предприятий и соблюдение налогового законодательства несет налогоплательщик в порядке и размерах, определенных законом.
Подпункт 17.1.1 п. 17.1 ст. 17 Закона Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (с изменениями и дополнениями) определяет, что налогоплательщик, который не подает налоговую декларацию в сроки, определенные законодательством, платит штраф в размере десяти не облагаемых налогами минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление или его задержку.
В соответствии с разделом вторым Порядка применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», утвержденного приказом ГНА Украины от 19.03.2001 г. № 113 (зарегистрирован в Минюсте Украины 28.03.2001 г. за № 284/5475, далее — Порядок № 113) продление предельных сроков для юридического лица осуществляется, если никто из должностных лиц такого юридического лица не имел возможностей (определенных Законом № 2181-III) в срок исполнить налоговые обязанности и/или воспользоваться налоговыми правами налогоплательщика, а собственник такого юридического лица был лишен возможности назначить другое должностное лицо. Перечень таких обстоятельств и необходимых обязательных документов для подтверждения указанных обстоятельств определен этим Порядком.
Соответственно п. 2.5 Порядка № 113 при наличии обстоятельств, приведенных в пунктах 2.1, 2.3, 2.4 этого Порядка относительно должностных лиц юридического лица, налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с письменным заявлением о продлении предельных сроков.
Учитывая нормы Порядка № 113, перенесение предельных сроков представления налоговой декларации для налогоплательщика возможно при условии, если обстоятельства непредставления налоговой отчетности подпадают под перечень, определенный этим Порядком. В этом случае, руководствуясь п. 2.9 указанного Порядка, штрафные санкции, определенные п.п. 17.1.1 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181-III, не применяются на протяжении продленных предельных сроков представления налоговой декларации.
— Какова ответственность за непредставление валютной декларации?
— Размеры санкций за нарушение сроков и порядка декларирования установлены Национальным банком Украины, а штраф за эти нарушения налагают налоговые органы.
В п. 2.7 Положения о валютном контроле, утвержденного постановлением Правления НБУ от 08.02.2000 г. № 49, НБУ установил штраф за нарушение:
— сроков декларирования — в размере одного не облагаемого налогами минимума доходов граждан (17 грн.) за каждый день нарушения;
— порядка декларирования — в размере 20 не облагаемых налогами минимумов доходов граждан (340 грн.).
Право применять к нарушителям указанные выше санкции предоставлено налоговым органам Порядком применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства, утвержденным приказом ГНА Украины от 04.10.99 г. № 542. Разъяснение механизма применения штрафов за нарушение валютного декларирования дано в письме ГНА Украины от 29.07.2004 г. № 14170/7/23-5317.