Харьковские молодые националисты провели марш протеста против незаконной иммиграции.

Областная организация «Патриот Украины» впервые «засветилась» в Харькове в конце прошлого года -- аккурат накануне предвыборной кампании, на которой члены этого т.н. «независимого объединения орденского типа» поддерживали ультранационалистическую партию «Свобода». В декабре, в честь очередной годовщины голодомора 30-х, «патриоты» жгли красные флаги и возлагали венок из колючей проволоки к памятнику Ленину на площади Свободы. В феврале - пикетировали Харьковский горсовет по поводу вынесения на повестку дня сессии вопроса о предоставлении русскому языку статуса регионального. В марте – проводили акцию памяти бойцов УПА, обеспечивали охрану небезызвестного нардепа Олега Тягнибока во время его приезда в Харьков и дрались с милицией, пытаясь помешать представителям местной власти возложить цветы к памятнику Тарасу Шевченко. Не оставляли без внимания и тему борьбы с иммигрантами, пикетируя то областной ОВИР, то главное управление образования и науки области с требованиями усилить контроль над иностранцами и свести к минимуму их присутствие в Украине. Этой же теме была посвящена и первая послевыборная акция «Патриота Украины» - прошедший 14 апреля в Харькове марш «Украина против оккупации».

Информация об этой акции, появившаяся накануне в Интернете, была весьма противоречивой. Ходили даже слухи о демонстрации не то неонацистов, не то «скинхедов», известных своими кровавыми погромами и избиениями иностранцев. Не менее противоречивые впечатления производила картина сбора в назначенное время возле ХАТОБа участников акции. Народ собрался самый разный - от бритоголовых подростков в камуфлированных балахонах на худеньких плечах до волосатых, с серьгами в ушах, неформалов в «заклепанных» кожанках. Всех их вместе взятых явно превосходили числом милиционеры, рассредоточившиеся вокруг «точки сбора». Поначалу, пожалуй, только их присутствие отличало картину от обычной концертной тусовки. Вскоре появились и первые «политпризнаки» - флаги, желто-голубые и черно-красные.

Подхожу к одному из «знаменосцев» — стоящему с краю парню в штатском с черно-красным флагом в руках. Знакомимся. Евгений — так зовут одного из членов «Патриота Украины» — похоже, сам толком не знает — для чего и зачем сегодня здесь собрались люди. На вопрос о целях акции пространно рассказывает:

— Такое впечатление, что правда никому не нужна…. Мы хотим сказать, что мы на этой земле, мы — украинцы, мы любим эту землю, хотим провести акцию и донести правду…

— А в чем правда? — спрашиваю.

— Люди не знают истории, не знают лучших сынов, которые отстояли эту страну. Бандера, Махно… Это люди, которые защищали собственную землю от захватчиков…

За подробной информацией Евгений советует обратиться к «шефу». Тот, как и положено, появляется в последний момент — минут за пять до выступления маршевой колонны во главе ее авангарда — трех или четырех десятков бравых, спортивного вида ребят в одинаковых форменных мундирчиках защитного цвета. Вот на эту «гвардию» было прямо приятно смотреть! Несмотря на некоторое внешнее сходство, например армейские шаровары, заправленные в тяжелые «берцы», на «скинов» парни никак не походили. Уж больно лица интеллектуальные. Кое у кого — даже благородные. Никаких бритых голов, татуировок и накачанных вазелином кулаков. В руках вместо бейсбольных бит — хоругви и флаги. А интеллигентную внешность командира «Патриота Украины» не портил даже след от синяка под глазом.

Андрей Белицкий — так отрекомендовался командир — подтвердил, что возглавляемая им организация не имеет ничего общего со «скинхедами» и другими экстремистскими группировками. И хотя цели преследует практически те же самые, но насильственных методов не приемлет. А униформа — знак принадлежности членов «Патриота Украины» к Украинскому казачеству.

— «Скинхеды» — неформальное движение, за которым нет серьезной идеологической концепции, — говорит Андрей. — Бороться с миллионами избиением какого-то одного иммигранта — это просто смешно, не говоря уже о моральной стороне. А мы хотели бы видеть себя организацией украинского порядка, а не украинского беспорядка. Мы — украинские националисты, нами движет не ненависть к кому-либо, а любовь к своей стране и к своей нации.

В борьбе за дело чистоты этой самой нации «патриоты» идут другим путем. Говоря об этом пути, командир рассказал прежде всего о смысле и целях проводимой акции.

— Мы проводим марш протеста против засилья нелегальных иммигрантов в Украине, особенно в Харькове, который наиболее страдает от нелегальной иммиграции. Зачем Украине с тремя миллионами безработных четыре с половиной миллиона иммигрантов, живущих сегодня в нашей стране (по данным ООН)?

Где гарантия, что когда-нибудь эти люди иной культуры, иной религии, иной расы, в конце концов, вольются в общество, станут полноценными гражданами? Или мы будем иметь ту же проблему, что имеют сейчас Франция, Германия, Британия и Австралия? Мы считаем, что иммиграция должна быть максимально контролируемой и ограниченной до минимума. Страна с такой демографической ситуацией не может позволить себе въезд не только нелегальных, но даже легальных иммигрантов. Поэтому, помимо борьбы с нелегальной иммиграцией, мы также выступаем за ограничение миграции в целом. В том числе — количества иностранных студентов, для многих из которых учеба в украинских вузах — всего лишь повод для получения украинского гражданства. Многие из них после этого даже не оканчивают вузы.

— Нелегальная иммиграция — проблема всеукраинского масштаба, почему же акция проводится именно в Харькове? — спрашиваю командира.

— Все очень просто, — объясняет Андрей Белицкий, — харьковские власти виновны в засилье иммигрантов более других. Во-первых, в местах сосредоточения нелегалов не проводят никаких акций по их выявлению и отправке на родину. Во-вторых, власть не может обеспечить должную охрану границы с Россией, откуда и едут к нам большинство африканцев и азиатов, многие из которых начинают заниматься спекуляцией, рэкетом, торговать наркотиками, а также везут в Украину многочисленные болезни и вирусы. В-третьих, харьковская власть направляет в Кабмин слишком большие квоты на получение иностранцами гражданства.

В итоге, по словам Белицкого, количество иммигрантов в Харькове уже превысило сотню тысяч. А на улучшение иностранцам условий проживания в Харькове власть тратит деньги, которые можно было направить на укрепление границ: по информации «Патриота», в городе планируется строительство двух прекрасных по евростандартам общежитий для иностранных студентов. Украинские студенты, условия проживания которых порой не дотягивают даже до «афростандартов», обижаются и негодуют. И выходят на улицы с маршами протеста.

В этот раз под знаменами «Патриота Украины» на улицы вышли около сотни студентов. Во главе с молодыми «казаками» в униформе колонна протестантов прошла от оперного театра до площади Свободы, построилась перед зданием Дома Советов, достала транспаранты, барабаны и мегафоны. С помощью последних в буквальном смысле во всеуслышанье было высказано все, что «патриоты» думают о харьковской власти и иммигрантах, которым оная власть якобы покровительствует.

— Эти неукраинцы, эти чужие нам в расовом и национальном отношении люди едут к нам из стран «третьего мира», из Азии, Африки! — надрывался очередной оратор. — Харьковская область по их количеству впереди всех! Половина всех квот на получение гражданства в Украине выдается по представлению Харьковской облгосадминистрации и армянина по национальности — нашего губернатора Авакова!

— Эти люди должны вернуться назад, на историческую родину, и там наводить порядки! А не указывать украинцам, как им жить! — убеждал патриот, имея в виду то ли иммигрантов, то ли армянина Авакова. А может и всех вместе:

— Господин Аваков и ему подобные ввозят сюда своих избирателей! Но нам не нужны ни эти избиратели, ни сам господин Аваков! Они должны вернуться на свою историческую родину и не мешать украинцам в Украине строить украинскую Украину! — последняя фраза прямо-таки умиляет масштабом и чистотой ничем не замутненного украинского патриотизма…

Потом протестанты начали выкрикивать лозунги. Начав с «Псевдоукраинской власти — позор!», «Иммигранты — прочь домой!», ребята постепенно расширили круг требований: «Кому принадлежит Украина? Украинцам! Кому принадлежит Харьков?! Нам!», «Одна раса! Одна нация! Одна Родина! Это Украина!» и, конечно же, «Украина для украинцев!».

Какими-то смутно знакомыми выглядели эти лозунги… Освежить ассоциативную память помог сотрудник Харьковской правозащитной группы Юрий Чумак, замеченный мной среди наблюдающих за действом на площади Свободы. По его словам, это действо является проявлением ксенофобии, дискредитирующим национальную идею.

— Лозунг «Украина — для украинцев» для страны, в которой проживают люди более 100 национальностей, является, откровенно говоря, маразматическим, — говорит правозащитник. — В Германии тоже все начиналось с таких вот кучек людей, которые пили пиво и выступали с лозунгами «Германия — для германцев!» Чем это закончилось — мы знаем…

Между тем под крики и скандирование соратников лидеры «Патриота» направились в здание Дома Советов, чтобы вручить письменные требования депутатам горсовета, облсовета и лично губернатору Авакову. Среди этих требований, копии которых были розданы журналистам, уменьшение квоты на въезд иммигрантов, усиление борьбы с незаконной иммиграцией, усиление охраны украино-российской границы, ужесточение паспортного контроля в местах сосредоточения иностранцев и уничтожение этнической преступности. По словам требующих, их устроят два варианта ответа: или отставка губернатора Авакова, или решительные меры власти, которые позволят украинцам перестать «чувствовать себя батраками на негритянских работах на рынке Барабашова». Впрочем, «патриоты» не надеются получить ни один из вариантов. В этом они уверены заранее, несмотря на то, что определенный законо-дательством срок для ответа еще не истек.

— Они нас не услышали, — говорит Андрей Белицкий. — Поэтому эта акция не последняя. Она перекинется не только на Харьков.

Действительно, на сайтах ультранационалистической направленности уже проанонсирован всеукраинский марш протеста против незаконной иммиграции, запланированный на 1 мая. Впрочем, по словам руководителя «Патриота Украины», арсенал средств будущей борьбы не исчерпывается исключительно маршами и демонстрациями.

— Мы готовы на более решительные действия, за исключением насильственных, — говорит он.

В числе таких действий командир называет возможное блокирование стройплощадок будущих харьковских общежитий для иностранцев — в том случае, если власть не прислушается к «Патриоту Украины», не отменит решение об их строительстве и не перенаправит выделенные на него деньги на нужды украинского студенчества.
Если даже отвлечься от вопроса правомерности этого требования, в уступчивость власти, честно говоря, верится с трудом. Равно как и в искренность некоторых деклараций «Патриота Украины». Например — в полное отрицание насильственных методов, особенно в свете недавних событий с участием членов организации у памятника Шевченко.

А главное — не верится, что ребята в униформе защищают интересы исключительно народа — студентов и других маленьких украинцев. Да и сами носители знамен и транспарантов наверняка понимают, что даже тотальная чистка страны от иммигрантов едва ли решит проблему умирающего украинского села или повысит уровень рождаемости. Понимают, но «маршируют». Впору задаться вопросом — для кого?

Политологи говорят, что подобные ультрарадикальные акции, особенно молодежные, являются весьма эффективным средством влияния некоторых политических сил. Каких в данном случае — нам остается только догадываться. При этом нелишним будет вспомнить о масштабе предвыборного вреда, нанесенного украинскому националистическому движению буквально несколькими публичными фразами идеологического наставника харьковских ребят Олега Тягнибока и, соответственно, о политических дивидендах, полученных от этих высказываний левыми и проросийскими партиями. А глядя на заметную всеобщую активизацию не только радикальных правых, но и левых структур, приходят мысли о намеренном создании кем-то ситуации «социальной напряженности» в стране.

Драки у киевского и харьковского памятников Кобзарю, стычка националистов с витренковцами на Крещатике 7 ноября прошлого года — все это говорит о преодолении украинцами психологического барьера, отделяющего ненасильственные массовые политические акции от насильственных. На фоне очевидной слабости власти все это дает основание для весьма мрачных прогнозов нашего ближайшего политического будущего.