В скором времени жилье в Харькове может подорожать. Этим всерьез обеспокоены харьковские строители. Кто виноват и что теперь со всем этим делать? Эти и другие вопросы, касающиеся современного строительства, поднимались на очередном собрании ассоциации «Региональное строительство», в которую сегодня входят 14 крупнейших строительных организаций Харькова. Вопросы-то, конечно, строительные… Однако от того, каким именно способом они разрешатся, и будет зависеть, по каким ценам и какого качества мы будем в ближайшее время покупать квартиры.

Вскорости квартиры в Харькове могут подорожать на 3-5%, считает ответственный секретарь ассоциации «Региональное строительство» Александр Пономаренко. Благодарить за такую перспективу харьковчане могут новые схемы финансирования жилья, которые были введены в январе текущего года. Теперь в отношениях строителя и покупателя появилась третья сторона. Это некие фонды инвестирования строительства жилья при банках, которые будут выполнять функцию посредников и без участия которых купить квартиру станет невозможным.
Такая ситуация строителей, мягко говоря, не устраивает: мало того что квартиры подорожают, а значит, будут снижаться объемы заказов, так еще и деньги теперь к ним попадают не все и не сразу. По словам Александра Васильевича, банк отдает далеко не все деньги, придерживая остальное в страховом фонде. Сроки сдачи жилья от такого «своевременного» попадания денег в руки строителей тоже, как вы понимаете, только «выигрывают». Более того — подобные инвестиционные фонды не более надежны, чем строительные фирмы-однодневки, считают строители. Выход, который предлагает «Региональное строительство», — наряду с новой формой финансирования оставить и старую. И пусть покупатель сам решает, каким образом ему будет удобнее приобретать жилье. С этим предложением в ближайшее время ассоциация и собирается обратиться в Верховную Раду.
Еще одна головная боль строителей — действующие правила застройки Харькова и области. Дело в том, что сегодня для того чтобы получить разрешение на застройку, нужно пройти 36 всевозможных инстанций. В этом перечне две сессии горсовета: одна, на которой получают разрешение на отвод участка, и вторая, которая дает долгожданное разрешение на застройку. И все это — в комплекте с кучей согласований по разным инстанциям. По словам Александра Пономаренко, количество этих инстанций можно было бы существенно сократить. У таких китов строительства, как «Жилстрой-1», есть специальные люди, которые занимаются «хождением по бумажным мукам», и то на это у них уходит около полугода. Организации же поменьше «выбивают» разрешение на строительство годами. Выход из ситуации, по мнению строителей, — введение западной системы согласования, когда предсогласованиями занимается управление архитектуры. Оно-то и должно выносить окончательный вердикт, что и где можно строить, а также определять цену участка.
Еще один вопрос, волнующий строителей, — рентабельность при ремонте и строительстве внутригородских дорог. Сегодня организации, которые занимаются строительством дорог, отчисляют в госбюджет 25%, им же остается около трех процентов прибыли. На эту «огромную» сумму, по словам Александра Васильевича, даже приличный бульдозер не всегда купишь. А чтобы «дорожники» как-то сводили концы с концами, им нужно оставлять хотя бы 25% прибыли, считают в ассоциации. Тогда и качество отремонтированных в городе дорог будет повыше. Вот и получается, что проблемы строителей и нас с вами трогают тоже.