На днях городской голова Владимир Шумилкин внимательно обходил Городской клинический роддом, где есть единственное в регионе реанимационное отделение для новорожденных. Мэр во всех подробностях изучил условия бытия и новорожденных, и медиков, которые сражаются за их жизнь. После обхода отделений Владимир Шумилкин встретился с руководителями детских и родовспомогательных учреждений, открыто обсудив с ними насущные вопросы поддержки и развития медицинской помощи детям и женщинам.

Отсутствие денег — это приговор
Несмотря на достаточно сложную финансовую ситуацию в отрасли, харьковским медикам до сих пор было чем гордиться. Показатели детской и младенческой смертности в нашем городе за последние годы фактически снизились до уровня европейских. Показатель смертности — один на тысячу родившихся — был достигнут благодаря тому, что в течение последних двух-трех лет в нашем городе проводились совершенно уникальные социальные программы. В первую очередь это касается программы централизованной закупки современных медикаментозных средств, которые распределялись во все родильные дома, что позволяло выхаживать недоношенных новорожденных, начиная с 22 недель жизни. В рамках программы закупались чрезвычайно дорогие медикаменты, позволяющие спасать новорожденных. Кроме того, были приобретены современные реанимационные дыхательные аппараты, которые тоже позволили «держать» детей в первые недели их жизни, пока у них не появлялось собственное дыхание.
Теперь же, после того как харьковскому здравоохранению на будущий год была предложена сумма в 238 миллионов гривен, покрывающая ровно половину потребностей нашей медицины, медики забили тревогу. Благие начинания поставлены под угрозу: программу выхаживания младенцев, появившихся на свет гораздо раньше положенного срока, ожидает полный крах — приобретать медикаменты и оборудование будет не за что.
Перед семинаром начальник городского управления охраны здоровья Александр Галацан высказал свои надежды:
— В Городском клиническом родильном доме мы покажем Владимиру Андреевичу технологии, которые нам удалось запустить за два года. Потерять их было бы непростительно. Именно благодаря им многие семьи стали счастливыми — дети были спасены. Для ребенка, появившегося на свет на 22-й неделе беременности, одна доза комбинированного медикамента стоит пять тысяч гривен. Стоит ли пяти тысяч спасение человеческой души? Если речь идет о жизни младенца — этих денег от семьи никто не требует. Конечно, мы будем убеждать мэра, чтобы он дал нам эти ресурсы. Такие программы чрезвычайно важно не загубить. Благодаря им в городе увеличилась рождаемость: в 2003 году появилось на свет девять с половиной тысячи младенцев, а за десять месяцев текущего года — более 12 тысяч. Мы не имеем права забывать об этом, поэтому будем убеждать политиков не забывать о нас.
Раньше роддома напоминали колонии усиленного режима
Владимир Шумилкин после ознакомления с отделениями роддома поделился с собравшимися врачами-акушерами своими впечатлениями. Он рассказал о том, что когда-то в этом роддоме родился его сын, и что видна огромная разница между вчерашним и сегодняшним лечебным учреждением. Раньше все, что происходило за стенами родильных домов, оставалось тайной за семью печатями. Владимир Андреевич вспомнил, как его не пускали к рожавшей жене и ему оставалось лишь метаться, находясь в полнейшем неведении и тревожном ожидании: что же происходит в родзале и каково состояние жены и ребенка после родов. А заведенная система передачек в крошечное окошко, сказал мэр, больше напоминала места не столь отдаленные. Сейчас родственники могут быть свидетелями таинства рождения, беспрепятственно допускаются в палату, где могут общаться и с мамой, и с новорожденным, помогая им своим присутствием.
Нынешние условия пребывания рожениц порадовали мэра: «Люди хотят внимательного и доброго к себе отношения, и это в наших силах. Давайте все обсудим: мне это нужно не для протокола и не для доклада начальству. Я это делаю не потому, что от меня это требуют, — я хочу, чтобы харьковчане стремились иметь детей».
А зато у нас ухо к животу прикладывают!
Главный врач городского клинического роддома с неонатологическим стационаром Светлана Каравай справедливо заметила, что материнство и детство — это лакмусовая бумажка, которая отражает все состояние общества. Если рождаются дети — общество состоятельно. Светлана Каравай посетовала на полную разобщенность служб, отвечающих за здоровье матери и ребенка, в результате чего беременная вообще выпадает из их поля зрения: «Получаются три разорванных звена — беременная женщина, женские консультации и стационар. Между тем, если 20 лет назад на одну беременную женщину приходилось в среднем 1,2 заболевания, сегодня этот показатель доходит до трех заболеваний. Поэтому сегодня мы должны холить и лелеять женщину, чтобы привести ее в нормальное, здоровое состояние. Но этим должна заниматься женская консультация». А между тем у женских консультаций масса проблем. Они работают сегодня в земских условиях: врачи в консультациях, как правило, при осмотре беременных вооружены лишь стетоскопом да сантиметровой лентой. Давненько назрела необходимость в оснащении хоть какой-то современной техникой — аппаратами УЗИ и монитором в кабинете пренатальной диагностики. В России в каждой консультации есть компьютер, где видна любая патология беременной. У нас же до сих пор врачи ухо к животу прикладывают, говорит Светлана Каравай.
Главный врач городского роддома № 6 Лариса Назаренко сообщила, что украинское акушерство переживает своего рода драматический период. На сто новорожденных приходится примерно 3-4% детей, рожденных в 22 недели с весом от 500 до 999 граммов. Выживание детей от 22 до 24 недель даже в странах, где медицина и, в частности, неонатология, находятся на цивилизованном уровне, весьма проблематично. По словам Ларисы Григорьевны, сейчас в развитых странах ведутся разговоры о том, что только с 25 недель фактически можно спасти плод. Поэтому на медиков возлагается повышенная ответственность: значительное увеличение финансовых затрат, неизбежный поворот на 180% и перечеркивание привычных стереотипов. Многие стандартные для наших эскулапов лечебные подходы признаны доказательной медициной практически бесполезными.
500-граммовый ребенок тоже хочет жить
Нынешнее родовспоможение крайне нуждается в средствах. Медики сегодня вынуждены работать на аппаратуре невесть какого происхождения и года рождения. Младенцы требуют самого пристального внимания. Особенно это относится к «мини-детям», вес которых составляет от 500 до 999 граммов. Медики подчеркнули, что при нынешнем скудном финансировании не готовы выхаживать детей, явивших себя миру в 22 недели. Они уверены, что уровень детской смертности покажет всю несостоятельность нашей нынешней медицины. Ситуация из ряда вон: в день проведения семинара, например, по словам врачей, все места в реанимационном отделении роддома были полностью заняты, а между тем пятеро детей лежат в родильных домах в ожидании очереди на реанимацию. В каждом родильном доме крайне необходим кардиомонитор, который выдает четкую информацию о состоянии женщины и плода. Транспорт, на котором перевозят детей в тяжелом состоянии, ниже всякой критики. Врачи выдвинули массу предложений по укреплению материальной базы женских консультаций, родильных домов. Для того, чтобы стало ясно, с чем приходится работать каждому лечебному учреждению и каковы их реальные нужды, предложено провести инвентаризацию всей аппаратуры родильных домов и уже отсюда отталкиваться при определении уровня финансирования. Врачи просили Владимира Шумилкина хотя бы один год посвятить помощи матерям и детям, чтобы увеличить вливание средств в родовспоможение.