Государственная инспекция по контролю за ценами в Харьковской области постоянно проводит проверки соблюдения порядка установления, формирования и применения тарифов на платные услуги, которые предоставляются лечебно-профилактическими государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения.

Предоставление платных медицинских услуг является дополнительным источником финансирования учреждений.
Перечень платных медицинских услуг, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами и предоставляются учреждениями, в основном, такой:
— медицинский осмотр лиц для получения удостоверения водителя транспортных средств;
— медицинский осмотр лиц для получения разрешения на право получения и ношения оружия гражданами;
— медицинские осмотры работников с вредными условиями работы;
— оформление документов гражданам для выезда за границу;
— наркологический осмотр;
— психиатрический осмотр.
На протяжении 2005 года проверки осуществлены в 57 учреждениях, на протяжении І квартала 2006 года — в 24 учреждениях.
За 2005 год нарушения установлены в 37 учреждениях, что составляет около 65% от количества проверенных. К нарушителям применены экономические санкции в сумме 61,9тыс. грн. Предупрежден обсчет потребителей на 42,2 тыс. грн.
За І квартал 2006 года нарушения установлены в 18 учреждениях, что составляет 75% от количества проверенных. К нарушителям применены экономические санкции в сумме 44,4 тыс. грн. Предупрежден обсчет потребителей на 17,9 тыс. грн.
Проверками установлено, что тарифы на платные медицинские услуги формируются каждым лечебно-профилактическим учреждением исходя из планово-расчетной себестоимости (с учетом фактических затрат) и размер рентабельности необходимо учитывать предельный, который утвержден распоряжением облгосадминистрации от 13.03.97 г. № 238.
Установлено, что при формировании тарифов на платные медицинские услуги в большинстве проверенных учреждений завышены отдельные статьи затрат, и, как следствие, превышен предельный уровень рентабельности.
Завышение себестоимости происходит в основном за счет неправомерного включения отдельных специалистов и медперсонала в состав комиссии, что приводит к завышению статьи «заработная плата», а также применение завышенных норм времени при предоставлении услуг.
В частности, при проверке Первомайской ЦРБ установлено, что в калькуляции медосмотра водителей транспортных средств завышена статья «заработная плата», вследствие завышения заработной платы врачам офтальмологу и отоларингологу, а также учтена заработная плата медсестры и младшей медсестры, в то время как «Положением о медосмотре водителей транспортных средств» не предусмотрено включение их в состав комиссии. Вышеупомянутым Положением не предусмотрено также включение в себестоимость затрат на проведение анализа крови на сифилис, однако Первомайским лечебно-профилактическим учреждением эти затраты включены в себестоимость. То есть вместо предельного уровня рентабельности 25% учреждением применена рентабельность в размере 65,62%, к себестоимости, вследствие чего тариф завышен на 16%, и необоснованно взыскано с потребителей 945,36грн. Предупрежден обсчет потребителей (в расчете на год) — 4537,68 грн.
Аналогичное нарушение установлено при проверке городской клинической больницы № 1 Ленинского района г. Харькова. Так, при формировании тарифов на медосмотры работников отдельных профессий, деятельность которых связана с обслуживанием населения, при расчете статьи затрат «заработная плата» неправомерно включена зарплата двух врачей-дерматовенерологов и двух медсестер. Кроме этого, в накладных затратах учтена стоимость оплаченных арендаторами коммунальных услуг. Всего городской клинической больницей № 1 с 01.03.2005 г. по 31.01.2006 г. получена необоснованная выручка в сумме 1664,09 грн. К учреждению применены экономические санкции в сумме 4992,27грн. Предупрежден обсчет потребителей на 2022,89 грн. На экономиста больницы наложен админштраф.
Установлено завышение тарифов на платные медицинские услуги и при проверке Волчанской ЦРБ, то есть завышен медосмотр рабочих пищевой промышленности, вследствие включения в калькуляцию услуги в завышенном размере затрат на проведение анализа крови на сифилис (в амбулаторных условиях), флюорографии, мазка на гонококк, обследование в кабинете инфекционных заболеваний. Волчанской ЦРБ фактически применена рентабельность к себестоимости в размере 32,97%, вместо предельной 25%, вследствие чего тариф завышен на 10%.
Завышение стоимости психиатрического и наркологического профосмотров за счет необоснованных норм времени на эти профосмотры и как следствие завышение статьи «заработная плата» установлен при проверке Лозовской ЦРБ. Учреждением вместо предельного размера рентабельности 25% при формировании стоимости психиатрического профосмотра применялся 76,7%, а тариф на проведение психиатрического профосмотра завышен учреждением на 29%. Тариф на проведение наркологического осмотра сформирован с рентабельностью 83% и завышен на 32%.
Аналогично за счет необоснованного применения нормативов времени при формировании стоимости на проведение обязательных профосмотров работников отдельных профессий Городской поликлиникой № 18 Орджоникидзевского района г. Харькова тариф завышен на 2,0%, и вместо 25% рентабельности фактически применен 26,3%. Городской поликлиникой № 18 необоснованно получена выручка в сумме 652,47 грн. К ней применены экономические санкции в сумме 1957,41 грн. Предупрежден обсчет потребителей на 712,27 грн.
То есть проверками установлено, что во многих случаях тарифы на платные медицинские услуги необоснованны и взимаются с населения в завышенном размере.
Мы признательны областному территориальному отделению Антимонопольного комитета Украины, который также исследует эту тему и целиком подтверждает наши выводы. Вместе мы сможем уменьшить стоимость платных медицинских услуг.