Использование нелегального ПО в Украине было и остается больной темой и будет существовать. Пиратство коммерческого ПО станет бессмысленным тогда, когда коробка с программой будет не столь важна, как сопровождающий ее сервис.

Генеральный директор Microsoft в Украине Валерий Лановенко заявил: «Мы входим в состав совета по инвестициям при президенте. Сейчас идет обсуждение инвестиционной политики в стране. Существует ряд вопросов, связанных с авторским правом, которые входят в тематику этих заседаний. У нас в стране происходит много положительного, связанного с изменением защиты авторского права. Харьков как центр интеллектуальный и технологический должен быть заинтересован в этом. И, конечно, у страны должен быть большой интерес к этому региону».
— Какова ценовая политика Microsoft на ее продукты в Украине?
— Насчет цен существует четкая позиция. Цены на рынках СНГ на 15% ниже, чем мировые. Нашим бизнесменам по карману купить компьютер за 600-1000 долларов, но не по карману приобрести лицензию на операционную систему за 80-100 долларов.
Существует методология, позволяющая достаточно эффективно управлять лицензиями, которые компания ставит себе в свою сеть. Эта методология предоставляется нашими партнерами бесплатно. Компании готовы прийти, бесплатно провести аудит программного обеспечения, поговорить с администратором о том, что необходимо, а что не нужно. Часто бывает так, что компания покупает больше, чем нужно. Неумелый подход к лицензированию вызывает дополнительные затраты. Поэтому процесс лицензирования — очень сложный и специфический, и здесь необходим совет партнеров. У нас народ технологический, хочется поставить все самое-самое мощное, а порой это самое мощное и не нужно. В конечном счете, программное обеспечение позволяет компании зарабатывать деньги. А если так, значит, производитель, который создал это средство производства, хочет тоже получить компенсацию. Это базовые экономические вещи.
Почему у нас в стране нет отечественных производителей программного обеспечения? Почему у нас нет производителей бухгалтерии, почему нет производителей верстальных программ? С другой стороны, Украина на 6-м месте в мире по числу людей, которые разрабатывают программное обеспечение. Почему мы не разрабатываем продукт для местного рынка, а работаем «на вывоз»? Потому что никто его здесь покупать не будет. Потому что все будут руководствоваться принципом — зачем? Я лучше пойду на рынок, куплю за 3 грн.
— К примеру, я покупаю весь пакет ПО. Все свои машины обеспечиваю лицензионными программами. Ну и что? Что мне от этого? Мне от этого ни холодно, ни жарко! Потому что рядом точно такая же фирма пользуется пиратской продукцией. Радостно хвастаясь, я скажу: «а у меня все лицензионное!», а мне скажут в ответ: «ну и дурак!» Больше мне ничего не скажут. При существующей системе на данный момент невыгодно и неумно покупать лицензии.
— То есть мы приходим к выводу, что мы можем себе это позволить, но проще воровать.
Ведь подход простой. У вас повышается стоимость средств производства, вы увеличиваете стоимость на свою продукцию, на рекламу и на издание. Соответственно, тот, кто покупает, повышает свою стоимость. Люди начинают платить больше, они хотят зарабатывать больше, соответственно, происходит давление на работодателя, и у нас повышается благосостояния в стране в принципе. Это цикл.
— Конечно! Потому что страны СНГ плывут под большим пиратским флагом и отлично себя чувствуют.
— Мы подходим к сущности вопроса. Во-первых, все это должно начинаться с кого-то в стране и с революционных политик в этой стране. Попытки делаются, но мы понимаем, что это вопрос не одного года.
Microsoft никому не доверяет проверку лицензионного ПО. У нас есть представитель, у которого имеется доверенность от корпорации напрямую предъявлять иски и делать оценку убытков. Проверку осуществляют только МВД и СБУ. У них есть полномочия предъявлять иски в суде. После того, как проведена проверка МВД. А оно это может делать без всякого плана, и мы не вмешиваемся в этот процесс. Они решают, как лучше защищать авторское право в стране. Где они хотят проверять, там они и проверяют. Задача Microsoft в Украине — это маркетинг.
В этом году уровень пиратства снизился на 1%. Украина была выведена из «списка 301». Нахождение в этом списке обходилось нашей стране в 86 миллионов долларов в год. Эти деньги изъяты из нашей экономики. Кроме того, существует международный имидж нашей страны в области IT. Компания, которая отдает что-то в аутсорсинг, смотрит, как обстоят дела с интеллектуальной собственностью в стране. Харьковским аутсорсинговым компаниям сложно бороться с существующим мнением — отдавая свои проекты в аутсорсинг, мы можем обнаружить свою интеллектуальную собственность еще у какого-либо заказчика. Мы получаем заказ в Европе, но в США нам пробиться очень трудно именно из-за этого ореола пиратства.
Справка

В «Список 301» входят страны, которые нарушают правила торговли и которым уготованы экономические санкции со стороны США. В 2002 году Управление Торгового Представительства США применило санкции в размере $75 млн. на импорт из Украины.
Аутсорсинг — это модель сотрудничества, в которой крупная фирма-производитель передает определенный объем работ другим фирмам, обладающим возможностью выполнить эти работы более эффективно. IT-аутсорсинг (IT-outsourcing) — это вид услуг, подразумевающий передачу Заказчиком своих текущих функций по поддержке IT-инфраструктуры в специализированную IТ-компанию, при которой исполнитель гарантирует выполнение обозначенных в договоре функций в соответствии с утвержденным уровнем сервиса.