Одним из самых выразительных символов Харькова является всемирно известный памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко, установленный 75 лет назад в центре города, на входе в сад, который с тех пор носит имя Кобзаря.

Величие монумента, созданного скульптором М. Г. Манизером и архитектором И. Г. Лангбардом, обусловлено не только глубиной замысла и мастерством исполнения самого памятника и прилегающей площадки, но и живым изумрудом зеленого островка посреди индустриального мегаполиса — садом, который эффектно обрамляет бронзу и лабрадорит.

Но странное дело: если собственно скульптурно-архитектурному ансамблю, истории его создания от всесоюзного конкурса на лучший проект и технологии монтажа посвящен целый ряд профессиональных искусствоведческих и популярных публикаций, то зеленой симфонии вокруг него в этих солидных трудах уделено совсем мало внимания. А между тем она представляет значительный интерес как для ландшафтных архитекторов, так и для мастеров декоративной дендрологии. И общественности интересно было бы узнать славное прошлое старого сада.

памятник Т.Г. Шевченко

Сад, о котором идет речь в нашей статье, был заложен одновременно с созданием Харьковского университета (ныне имени В. Н. Каразина) в 1804 г. на землях, подаренных новом учебному заведению городом. Раньше эта территория представляла собой естественную дубраву, от которой нам в наследство осталось около 20 великанов-дубов. Живое участие в создании сада принимал попечитель университета С. А. Потоцкий. Университетский сад состоял из двух частей: ботанической (для учебных и научных целей) и общедоступной, которая была спланирована профессором Ф. А. Делявиним и архитектором Я. Василевым в английском ландшафтном стиле. Саженцы для него привозились из Крыма и Белой Церкви (имения графини Браницкой). Сад был окружен высокой каменной оградой с декоративными коваными решетками.

Памятник В. Н. Каразину в университетском саду (начало ХХ в.)
Памятник В. Н. Каразину в университетском саду (начало ХХ в.)

В 1906 г. к 100-летию основания университета у входа в сад в центре высокой клумбы был установлен памятник его основателю В. Н. Каразину по проекту скульптора И. И. Андреолетти и архитектора А. Н. Бекетова. Сад стал гордостью университета и любимым местом прогулок горожан.

Университетский сад (начало ХХ века)
Университетский сад (начало ХХ века)

В течение ХIХ в. на территории сада вдоль ул. Сумской были сооружены здания Института благородных девиц (1812 г.) и Ветеринарного института (1854 г.).

В послереволюционные годы университетский сад получил название Профсоюзного. Часть его территории занимал сад Коммерческого клуба, который был оборудован многочисленными аттракционами и концертной эстрадой.

21 января 1934 вышло постановление о переносе столицы Украины из Харькова в Киев. Это решение стало неприятной неожиданностью не только для жителей города, но и для многочисленных государственных структур, которые в течение почти 15 лет прилагали огромные усилия, чтобы придать этому центру промышленности, образования, науки и культуры столичный имидж. Поэтому и после переезда правительственных учреждений в Киев "по инерции" еще некоторое время продолжали осуществляться проекты, направленные на возвеличивание Харькова. Одним из таких проектов был длительная (он начался 10.06.1929 г.) эпопея создания памятника Тарасу Григорьевичу Шевченко.
В результате нескольких туров всесоюзного конкурса, в течение которых рассматривались результаты напряженных творческих поисков лучших отечественных скульпторов и архитекторов, победу завоевал ныне всемирно известный проект скульптора М. Г. Манизера и архитектора И. Г. Лангбарда. Немало времени понадобилось специально предназначенной комиссии для определения места, где бы этот памятных мог быть установлен. Наконец, лучшей признали площадку у входа в уютный университетский сад на Сумской улице, где до тех пор размещалась сравнительно скромная и камерная статуя основателя Харьковского университета В. Н. Каразина. Новый помпезный многофигурный монумент требовал соответствующего окружения. Так появился полированный фундамент из волынского серого лабрадорита, блестящие лестницы. Перепланировки требовал и окружающий зеленый массив. Генеральный план обновленного сада, который в 1932 г. по инициативе П. П. Постышева появился на месте нескольких отдельных небольших садов (и до 1935 г. носил имя Постышева), был разработан бригадой в составе архитекторов В. И. Пушкарева, В. П. Ширшова и В. Мазуленко, дендролога К. Д. Кобезкого и профессора Харьковского института коммунального хозяйства А. И. Колесникова.

Учтя массовое пешеходное движение по аллеям парка, которое возникло в саду результате интенсивной застройки района Госпрома и Дома проектов (современный главный корпус ХНУ имени В. Н. Каразина), проектанты придали этим аллеям более регулярный характер с выразительной трехлучевой системой и дорожками ландшафтного типа. «Новая регулярная планировка добавили саду четкой структуры, парадности и величия, что соответствовало решению монумента», - вспоминает бывшая ученица А. И. Колесникова, известный украинский ландшафтный архитектора Г. С. Маяк. - Появились новые аллеи: главная (от памятника к фонтану - вела посетителей в направлении Зоологического сада; левая радиальная (по старой схеме она была главной) - липовая - соединила главный вход с Ботаническим садом и спуском на ул. Клочковскую; правая радиальная - каштановая - обсаженная формируемой живой изгородью (за каштанами росла прекрасная сирень), шла от памятника в направлении Дома проектов. Параллельно улице Сумской (тогда она носила имя К. Либкнехнта) прошла широкая партерная аллея от площади им. Дзержинского (ныне пл. Свободы) к фонтану в центре сада.

Центральная часть сада им. Т.Г. Шевченко (середина 1930-х гг.
Центральная часть сада им. Т.Г. Шевченко (середина 1930-х гг.

Другие два фонтана планировалось установить в день 1 мая 1935 по обе стороны площадки позади памятника, но их до сих пор их никто так и не увидел на этом месте. Еще один объект должен был украсить это любимое место отдыха харьковчан: убранный роскошной декоративной зеленью водный каскад на обустроенном тогда же спуске на расположенную внизу улицу Клочковскую. Этот каскад, эскиз которого даже был помещена в газете "Харьковский рабочий" за 6 января 1935, собирались установить летом 1935-го, уже после торжественного открытия памятника, которое состоялось 24 марта 1935 г.

За мгновение до открытия памятника Т.Г.Шевченко
За мгновение до открытия памятника Т.Г.Шевченко в Харькове


Эскиз каскада на южном склоне сада им. Т.Г. Шевченко (1935 г.)
Эскиз каскада на южном склоне сада им. Т.Г. Шевченко (1935 г.)

Но этого события харьковчане дождались только через 20 лет: идею своего учителя всё таки воплотила Анна Степановна Маяк в 1955 г. во время подготовки к празднованию 300-летия основания столицы Слобожанщины.

Современный вид каскада в саду им. Т.Г. Шевченко
Современный вид каскада в саду им. Т.Г. Шевченко.

Особое внимание при реконструкции уделялось композициям зеленых насаждений, которые должны были занять 30 га. из общей территории сада в 46 га. Для этого сначала было проведено обследование растительности парка, выявлены, сохранены и санированы старые деревья (дубы, ясени, клены), после чего началось создание новых посадок декоративных пород в интересных композициях. Большой интерес представляют "красные рощи" вокруг памятника - группы краснолистые пород деревьев - дуба красного, клена швеллера, сливы Писарда, шиповника, лещины и т.п. Эти композиции были призваны усилить идею авторов скульптурной группы. Плакучая ива на правом фланге позади монумента должна напоминать Екатерину, стройный пирамидальный тополь ассоциировался с образом непокоренной Украины, мощный 300-летний дуб - символизировал бессмертие поэзии Кобзаря. Отдельные группы растений были высажены в порядке, указанном в строках Шевченко:

Посадила стара мати
три ясені в полі,
А невістка посадила
високу тополю.
Три явора посадила
сестра при долині...
А невістка посадила
червону калину.


Для создания композиций из различных питомников выписывалось много редких для Харькова пород: катальпа, софора, трехлопастная слива, декоративная яблоня и др. Аллейная посадка хорошо сочеталась с группами берез, елей, кленов, лип, ильмовых, красиво цветущих кустарников (сирени разных сортов, садового жасмина, дейции, форзиции, керрии японский и др.). Живые изгороди подчеркивали наиболее ответственные участки и уютные места отдыха. Крепкие старые дубы, оставшиеся от древнего леса, на месте которого был образован в 1805 г. университетский сад - предок сада им. Т. Г. Шевченко, бережно срхранялись на лужайках. Это удачно подчеркивало их красоту и величие. Поляны были покрыты растениями, воспетых поэтом: барвинком, мятой, рутой, любистком. Всего насчитывалось около 120 пород, в том числе 12 видов хвойных деревьев. Открытие сада было назначено на 15 апреля. На цели перепланировки сада и его обслуживания только на 1935 был выделен 1 млн рублей.

Исследование фотодокументов по истории перепланировк сада им. Т. Г. Шевченко убеждает, что его центральная часть и площадка вокруг знаменитого памятника, несмотря послевоенную большую реконструкцию этой зеленой жемчужины города, проведенной Г. С. Маяк, принципиально не изменили своего вида.

Современный вид центральной части сада им. Т.Г. Шевченко
Современный вид центральной части сада им. Т.Г. Шевченко

Фактически после войны восстанавливались утраченные во время военных действий и оккупации деревья и постройки, а также розплановувалися территории, оставшиеся на месте разрушенных зданий, которые раньше граничили с садом.

В то же время последние два десятка лет негативно повлияли на состав и состояние разнообразной и изысканной дендрофлоры сада. На сегодня оптимальным решением было бы прекращение застройки сада сооружениями, совершенно не соответствуют его назначению и художественный стилистике, а также проведение восстановления древесной растительности этого памятника ландшафтной архитектуры в соответствии с первоначальным проектом 1935.

Подытоживая приведенную информацию, можно сделать такие выводы, что фактически за всю двухсотлетнюю историю сада им. Т.Г. Шевченко в Харькове этот объект подвергся коренной реконструкции только один раз: при установке памятника поэту в 1935 г. Непосредственное руководство этой реконструкцией осуществлял профессор, доктор сельскохозяйственных наук Александр Иванович Колесников. Реконструкция была проведена настолько удачно, что с тех пор центральная, наиболее показательна часть сада не нуждалась в существенных изменениях.

Зав. сектором библиотеки ХНАГХ Трипутина Н. П.