Известная московская актриса Елена Морозова посетила Харьков с новым проектом «Дневник грязной Евы». Несмотря на отсутствие серьезной рекламы такого незаурядного события, зал Дома актера был заполнен до отказа. Наверное, харьковчанам понравилась идея увидеть веселую рок-певицу Непруху из сериала «Моя прекрасная няня» в неформальном спектакле с ненормативной лексикой.

«Дневник грязной Евы» был создан по мотивам сетевых дневников трех молодых женщин — покончившей с собой фотомодели, дочери русского олигарха и ВИЧ-инфицированной писательницы. Героинь объединяет абсолютно необычное отношение к окружающим нас вещам, людям, умение различать важное и мизерное, выделять из серых будней самые яркие и впечатляющие моменты.
— Этот антиспектакль создавался так: мне давали много листков в руки, ставили музыку, включали микрофон, запирали в студии звукозаписи, и я читала, — рассказывает Елена Морозова. — Некоторые листки попали случайно. А потом стали наиболее значимыми. «Ева» вся соткана из случайностей. Случайное знакомство с Борисом Бергером (автором проекта — прим. автора) вылилось и в спектакль, и в запись одноименного диска. Поэтому «Дневник грязной Евы» — это и спектакль, и перформанс, и концерт одновременно. И в то же время — действие абсолютно не поддается классификации и не имеет четкой драматургии: мизансцены — словно выхваченные куски жизни — как вспышки сознания.
Именно поэтому спектакль каждый раз получается иным. Елена на ходу изменяет тексты, добавляет какие-то ремарки, общается со зрителями. Не исключает, что со временем изменятся и видеоряд, и звукоряд «Евы». Да и сами героини станут другими — благо, дневников с женскими откровениями в интернете сейчас хватает.
Тем не менее спектакль не причислишь к самым ярким событиям театрального сезона. Запоминающимся он будет — спору нет, а интересным, захватывающим зрелищем — не станет. И причина этого кроется не в матерщине (куда ж сейчас без нее?), и не в легких наркотиках, которые актриса курила прямо на сцене, а в мрачном, скучном действии, которое ничего, кроме депрессии и апатии, не вызывает. Единственное, что порадовало, — концовка — она оказалась очень даже оптимистичной. Елена раздала присутствующим «Евам» огромные сочные яблоки, подчеркнув несколько раз, что быть женщиной — значит быть грешной, и именно в этом заключается ее сущность, то, чем стоит гордиться.
На пресс-конференции Елена Морозова держалась молодцом — острила, одаривала присутствующих неподражаемой улыбкой, рассказывала о себе, театре, планах на будущее. Но темные очки не снимала до последнего. «Мои глаза — это не мои глаза. Это глаза Маргариты из спектакля «Мастер и Маргарита», глаза Марги из фильма «Дневник его жены», глаза королевы Анны из спектакля «Стакан воды». А Елены Морозовой нет. Есть существо, которое послано на эту землю, чтобы открывать людям сердца, радовать их», — объясняет актриса.
И вот именно «порадовать» харьковчан Елена пообещала в следующий раз, когда приедет в наш город с комедией «Боинг-боинг» и спектаклем «Про маму и меня». К тому же «Харьковский театральный центр», пригласивший актрису с проектом «Дневник грязной Евы», уже пообещал организовать гастроли Морозовой. Но случится это не раньше, чем через полгода. Так что ждем-с…
Справка
Елена Морозова окончила Школу-студию МХАТ, училась на экономиста в Университете культуры и в МИСИСЕ на факультете стали и сплавов для ракет и авиации. Мечтала найти металл, с помощью которого можно лететь далеко и быстро, чтобы до Марса за два дня. Лауреат премий и наград: «КИНОТАВР», победила в категории «Особое упоминание жюри» (2002 год), приз фестиваля «Литература и кино» (2002 год), «Приз Веры Холодной», молодежная премия «Триумф». Играла в сериалах «Каменская-2», «Моя прекрасная няня», «Отражения». Ныне работает в Московском театре имени Станиславского и в театре «Doc».