Борьба за душу человека — тема вечная и неисчерпаемая. «Спасателей» харьковчан — различных конфессий, церквей и религиозных течений — в области насчитывается более полусотни. Независимым экспертом и наблюдателем этого процесса является государство. Его представитель на Харьковщине — начальник отдела по делам религий облгосадминистрации Виктор Левчук. Накануне Пасхи Виктор Георгиевич поздравил всех христиан со светлым праздником Воскресения Христова.

— Здравствуйте, Виктор Георгиевич. Меня зовут Сергей. Как вы относитесь к тому, что мэром Киева стал человек, избирательную кампанию которого спонсировала секта Посольство Божие? Насколько это законно?
— Здравствуйте, Сергей. В действующем законодательстве Украины понятия секты нет, оно есть только в религиоведческой литературе. Поэтому мы или прокуратура, которая обязана следить за деятельностью религиозных организаций, ограничены в своих возможностях. Посольство Божие — одна из религиозных организаций, которая легально действует в правовом поле Украины, но имеет вполне четко выраженные политические амбиции. Они их не скрывали. У них достаточно мощная организация с филиалом в Харькове. Что же касается того, что избрали Леонида Черновецкого… Его киевляне избрали, это их право, им с ним и «разбираться». Да, верующие Киева участвовали в пикетировании мэрии. Но у нас сегодня нет четких нормативных актов, определяющих, где идет нарушение закона. Религиозная организация не имеет права принимать прямого участия в политическом процессе, но в то же время конституция предусматривает право группы верующих высказывать свои политические убеждения. К самому Черновецкому у меня есть вопросы: с одной стороны его поддерживает Посольство Божие, с другой, он заявил о том, что патриарх Филарет обещал его окрестить. Вариант такой всеядности настораживает. Понятно, что когда вбрасываются деньги в рекламную кампанию, в СМИ, это привлекает людей. А механизмы на законодательном уровне, которые могли бы препятствовать распространению идей, опасных для молодежи, для верующих, к сожалению, у нас пока не отработаны.
— Меня зовут Вадим. Вопрос о нашем новом харьковском мэре. Каковы его религиозные предпочтения? Встречался ли он с вами, чтобы наладить работу в сфере государственно-церковных отношений?
— До момента участия Михаила Добкина в предвыборной кампании на пост мэра Харькова я встречался с ним, когда он был еще депутатом Верховной Рады. Я знаю, что Михаил Маркович является прихожанином одной из православных церквей Харькова. Он всегда оказывал религиозным организациям реальную помощь, особенно в своем депутатском округе. Это достоверный факт. У меня сложилось впечатление, что Михаил Маркович — человек щепетильный. Для него вопрос веры — достаточно интимный и деликатный. Напомню, что вместе с Василием Салыгиным он добился, чтобы в Харьков была привезена
чудотворная икона Почаевской Божией Матери, причем не накануне выборов, а после них. За то, что харьковские верующие получили доступ к этой святыне, они должны сказать ему спасибо.
Цитата
«Сейчас мы наблюдаем рост количества сект. В области действует до 16 таких организаций. Есть жестко сложившиеся структуры, которые полностью подпадают под научное определение секты. Но действуют они вполне легально. Это процесс, который требует специального изучения. Необходимо находить механизмы и пути работы с ними — исключительно в рамках закона».
«Государство не вмешивается во внутренние дела церкви. Вы можете верить или не верить, но мы обязаны обеспечить ваше право на свободу совести. Все церкви равны перед законом, и становиться на сторону одной из церквей мы не имеем права. Научно обсуждать можем, а организационно — извините».


— Меня зовут Борщова Елена Ивановна. Влияет ли обострение проблем в зарубежных странах, связанных с мусульманским миром, на обстановку в Харьковской области?
— Елена Ивановна, в Харьковской области действуют пять мусульманских общин. Они принадлежат к разным религиозным центрам. Наиболее крупной религиозной мусульманской общиной является та, что создана на базе татарского землячества. Существует также азербайджанская община и достаточно крупная община студентов-иностранцев, которые обучаются в харьковских вузах. Безусловно, события, которые происходят в мусульманском мире, не остаются без определенных откликов в этих общинах. Если вы помните ситуацию с появлением карикатур в европейских газетах и их критикой со стороны мусульман, то соответствующие заявления были сделаны также руководителями религиозных общин города Харькова. Вместе с тем никаких экстремистских действий и заявлений в этот период мы не наблюдали. Хотя, безусловно, интерес зарубежных исламских центров к деятельности местных религиозных общин есть. Но он своеобразный. Например, мусульманская община Харькова уже не один год пытается привлечь средства на достройку мечети. Однако исламские центры пока в Харьковскую область их не направляют. Вероятно, у них есть другие объекты. Но ситуация достаточно сложная и требует постоянного изучения и внимания. Так что спасибо вам за вопрос, Елена Ивановна.
— Это Павленко Наталия Дмитриевна, пенсионерка. В городе Луцке Волынской области есть секта АСД. Что обозначает эта аббревиатура?
— Наталия Дмитриевна, АСД существует не только в Волынской области, но и в Харьковской. Это церковь Адвентистов Седьмого Дня. Это протестантская церковь, которая возникла в США, затем получила распространение на территории Восточной Европы. В Харьковской области действует 29 общин. Они строят молитвенные дома, собираются, молятся.
— Это секта?
— У нас в Украине нет такого понятия, как секта. АСД — это не православная церковь, не римско-католическая, это протестантская церковь. У них немножко вера отличается от православной, к которой мы привыкли. У них в молитвенных домах вы не увидите икон, они соблюдают ограничения в пище, ссылаясь на Библию. В принципе, разница между всеми христианами заключается в том, кто и как трактует Библию. И таких направлений достаточно много. Одно из таких направлений — Адвентисты Седьмого Дня.

Справка
По состоянию на 1 января 2006 г. в Харьковской области в рамках 54 конфессий, церквей и религиозных направлений действуют 732 религиозные организации. Среди них 7 монастырей, 8 духовных учебных заведений, 700 религиозных организаций, 9 духовных управлений (Украинской Православной Церкви, УПЦ Киевского патриархата, Украинской Автокефальной Православной Церкви, евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской, объединение хасидов ХаБаД Любавич иудейских религиозных громад и организаций Харьковского региона, Украинской Христианской Евангельской церкви, Римско-Католической Церкви, Объединенной церкви христиан веры евангельской). 71,2% религиозных организаций находится в 27 районах области, на Харьков приходится 28,8%. В религиозных общинах области работают 996 священнослужителей. Православные общины составляют 47,36%, протестантские организации — 44,18% и остальные — 8,59%. На Харьковщине верующими себя считают около 1,5 млн. чел. (почти половина населения), из них 30% — молодежь. В области действует 530 воскресных школ для детей и взрослых.


— Меня зовут Иван Кузьмич, я из Харькова. В прошлом году у нас был построен необычайно красивый храм Рождества Иоанна Предтечи (УПЦ) по проспекту
50 лет СССР. А какие храмы планируется ввести с этом году и, вообще, как ведется строительство новых культовых сооружений в Харькове и области?

— Уважаемый Иван Кузьмич, все храмы, церкви и культовые сооружения строятся на средства верующих либо на благотворительные взносы. Поэтому нам хотелось бы, чтобы строительство шло более активно. В прошлом году было построено, освящено и введено в строй три храма и две часовни Украинской Православной Церкви. В этом году планируется ввести в действие пять культовых сооружений УПЦ: на Салтовке — храмы Георгия Победоносца и нижний храм Свято-Владимирской Церкви. Будет закончено строительство красивого деревянного храма в Липовой Роще. В Яковлевке под Мерефой также заканчивается строительство уникального деревянного храма. Кстати, это хорошая идея — сохранение традиций деревянного зодчества в строительстве церквей. В 2006 году планируется ввод в строй четырех залов царств религиозных общин Свидетелей Иеговы, двух молитвенных домов Церкви Иисуса Христа святых последних дней, молитвенного дома евангельских христиан-баптистов на Забайкальской. В сельских районах у нас строится 42 культовых сооружения. Таким образом, строительная программа достаточно большая. Но на крупные сооружения, особенно у православных, евангельских христиан-баптистов и мусульман не хватает средств для активного строительства. Наверное, нужно обращаться к общественности, благотворительным организациям, чтобы они оказывали содействие в этом серьезном и благородном процессе.

Личное дело
Левчук Виктор Георгиевич, начальник отдела по делам религий Харьковской облгос-администрации с июня 1999 года, член коллегии госкомитета Украины по делам религий с 2000 года.
Родился 7 октября в 1946 г. в Челябинске. В 1973 г. окончил Харьковский госуниверситет (экономический факультет), затем аспирантуру на кафедре философии. С 1976 г. — старший преподаватель в ХГУ. С 1979 г. — кандидат философских наук, с 1983 г. — доцент. С 1982 по 1993 гг. заведовал кафедрой философии, истории религии и атеизма Харьковского мединститута. За время педагогической, научной и общественной деятельности опубликовал более 200 научных и публицистических статей и книг. С 1988 по 1991 гг. принимал участие в разработке программы Академии наук СССР «Гражданское общество — механизмы формирования». С 1991 г. активно участвовал в формировании структур гражданского общества в Украине. Являлся разработчиком программ и одним из организаторов ряда общественных и политических организаций в Украине. Инициатор и организатор проведения в Харькове первых встреч промышленников и предпринимателей Украины и России в 1992-1993 гг. С 1993 по 1999 г. работал генеральным директором концерна «Эпос», председателем правления ТОВ «Артемида-плюс». В 1999 г. перешел на государственную службу: избран по конкурсу на должность начальника отдела по делам религий ХОГА. В декабре 2005 г. утвержден членом коллегии Госдепартамента по делам религий Министерства юстиции Украины. На вопрос о принадлежности к церкви отвечает: «Я государственный служащий, который работает со всеми религиозными организациями».