Ежегодно по решению Всемирной организации здравоохранения 1 декабря проводится Всемирный день борьбы со СПИДом. Девиз нынешнего Дня — «Остановите СПИД. Выполните обещание». Украина по темпам развития эпидемии ВИЧ — одна из «продвинутых» в мире. Если, по оценкам специалистов, распространенность ВИЧ среди взрослого населения Украины составляла два года назад 1%, то теперь уже двое украинцев из ста являются жертвами СПИДа. Но и эти данные очень далеки от действительности.

Эксперты Министерства охраны здоровья Украины прогнозируют, что к 2010 году количество ВИЧ-инфицированных в стране может достигнуть полутора миллионов человек. Харьков не входит в пятерку городов, отличившихся рекордным количеством больных ВИЧ-инфекцией, тем не менее официально у нас в области зарегистрированы больше двух тысяч человек, и эту цифру можно смело умножить на 10-15.
Большинству из нас кажется, что СПИД где-то совсем далеко, а те, кто может заболеть им, находятся где-то в параллельном мире. На самом деле ВИЧ-инфицированные люди живут рядом с нами и доказывают, что имеют право на полноценную жизнь. Несколько лет назад Елена Алферова узнала о том, что заражена страшной инфекцией. Наш корреспондент беседует с Еленой Александровной, ныне исполнительным директором Харьковского областного отделения Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ.
— Елена, расскажите, пожалуйста, как вы обнаружили, что больны.
— Три года назад я попала в больницу на ургентную операцию, а потом мне сказали, что я инфицирована. Сначала было очень тяжело, казалось — уже все, можно ставить точку. Но человек так создан, что хочет жить, и для меня точка стала запятой. После всего пережитого у меня появилось просто безумное желание жить. Я начала кардинально менять все в своей жизни.
— А как отнеслись к вам окружающие?
— Родители сначала приняли меня в штыки, сегодня они раскаиваются в своем поведении. Недостаток информации рождает у людей страх, отторжение, испуг. Еще три года назад, например, у людей был сумасшедший страх перед ВИЧ-инфекцией: с больными не хотели говорить, от них отворачивались, даже в медицинских учреждениях не принимали. Раньше везде висели плакаты «СПИД — чума ХХ века». Сейчас намного изменилось отношение к ВИЧ-инфицированным, хотя есть еще некоторое негативное отношение. Но заразиться может каждый, и не стоит разграничивать людей: раз инфицирован — надо загнать и убить. Наша организация делает все возможное, чтобы изменить мнение общественности: мы печатаем плакаты и буклеты, снимаем ролики, фильмы, выступаем перед разной аудиторией.
— И что вы, например, говорите людям?
— Я рассказываю им, что не опасна для окружающих. Я считаю себя обычным человеком и, как все, очень нуждаюсь в понимании и теплом отношении к себе. Когда-то я совершила ошибку, но сейчас я живу не так, как раньше. Я веду здоровый образ жизни. У меня есть почти взрослая дочь, а недавно я вышла замуж. Мой муж — абсолютно здоровый человек.
— Извините, пожалуйста, за вопрос. Но не было ли у вашего мужа колебаний, прежде чем он решил связать свою жизнь с ВИЧ-инфицированным человеком?
— Мы познакомились с ним здесь же, в организации. У моего будущего мужа не было ни малейших сомнений в своем выборе. Он сделал мне предложение абсолютно сознательно. Кстати, наша семья — не исключение: сегодня таких пар становится все больше и больше. У директора нашей организации Марины Бритвенко в семье тоже один «плюс», с положительным статусом, а другой — «минус». Они живут вместе, периодически сдают анализы. Ее муж остается ВИЧ-отрицательным.

Справка
По данным областного центра профилактики и борьбы со СПИДом и городского центра здоровья, сегодня в мире 12 миллионов человек живут с вирусом иммунодефицита. Каждый день семь тысяч людей инфицируется ВИЧ, каждую минуту — пять человек. По прогнозам, в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа в 2014 году количество смертей, вызванных СПИДом, составит треть всех смертей мужчин и 69% женщин в этом возрасте.


— А много ли пар, наоборот, расстались по причине болезни одного из супругов?
— Намного меньше, чем можно себе представить. Казалось бы, парадокс, но люди, которых коснулась проблема ВИЧ/СПИДа, как-то по-особенному друг друга любят.
— Лена, а вам приходится как-то контролировать себя в быту, чтобы не заразить тех, с кем вы живете?
— Соблюдаю обычную гигиену: у меня отдельная зубная щетка, станок для бритья. Посуда общая. Вирус передается через кровь и при половых контактах, а через слюну — поцелуи, посуду СПИД не распространяется. Не так страшен черт, как его малюют. Недостаток информации искажает истинную ситуацию.
Случаи заражения СПИДом в быту вообще не зарегистрированы. Туберкулез и гепатит намного опаснее по своей распространяемости.
— А вы с мужем планируете иметь детей?
— В общем, да. У каждого из нас от первого брака есть дети, но я бы с удовольствием родила ребенка. Мой муж мечтает о дочке. Он даже знает, как ее назвал бы: «Дарина» — подарок от бога. Когда у ВИЧ-инфицированной женщины запланированная, желанная беременность, она внимательно ее отслеживает и на определенном сроке беременности принимает лекарства — у нее есть все шансы родить здорового ребенка. Есть статистика, что в 97% случаев такие женщины рожают абсолютно здоровых деток. Еще полтора года после своего рождения ребенок стоит здесь на учете, его наблюдают, а затем его снимают с учета. СПИД-центр помогает инфицированным женщинам и родить, и воспитать детей.
У члена нашей организации Веры Синельниковой очень интересная судьба. Когда она родила, врачи убедили ее отказаться от ребенка, ссылаясь на то, что ребенок ВИЧ-инфицирован и обязательно умрет. Она согласилась и оставила ребенка в роддоме, но это не давало ей покоя. Вера занялась поисками ребенка, а когда нашла его — сын оказался абсолютно здоров. Детям до полутора лет трудно поставить диагноз — у них еще есть мамины антитела, и только когда ребенку исполняется полтора года, можно установить, является ли он ВИЧ-позитивным. Сейчас ее мальчик ходит в детский сад.
(Мне показывают фотографию румяного улыбающегося бутуза).


Справка
Харьковская область в последние годы стабильно занимает 8-9-е места по уровню заболеваемости в Украине. 65% заболевших — 20-28 лет. Подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных — наркозависимые. В Харькове с 1987 года зарегистрировано 569 ВИЧ-инфицированных, 25 больных СПИДом умерли. В этом году уже зарегистрировано больше 300 ВИЧ-инфицированных, в том числе 47 детей.

— А какую психологическую поддержку оказывает больным ваша организация?
— Наша организация на 90% состоит из больных ВИЧ, и мы понимаем, что ВИЧ-инфицированным людям необходим оптимизм. Это полностью меняет жизнь человека. Как в рекламе: важно считать, что стакан не наполовину пустой, а наполовину полный. Для этого мы живем и работаем, для этого и существует группа взаимопомощи, цель которой — терапевтический эффект. Мы собираемся вместе, делимся и радостями, и наболевшим. В основном проблемы у всех одни и те же, и когда человек видит, что другому удалось преодолеть такие же, как у него, сложности, ему становится легче. Мы знаем, как изменили свою жизнь люди, которым уже не хотелось жить.
— А как вы себя чувствуете? Вы часто болеете?
— Мы болеем не чаще, чем здоровые люди. Мы следим за своим здоровьем: бросаем курить, занимаемся спортом.
Главное — это духовный, эмоциональный настрой. ВИЧ-носитель лет 10-15 чувствует себя нормально, а дальше человек переходит к терапии и тоже чувствует себя нормально.
— А на каком уровне сейчас находится лечение СПИДа? Есть какая-то обнадеживающая терапия?
— С этого года появилась терапия для ВИЧ/СПИД-больных, которая блокирует вирус, и при строгом, правильном принятии лекарств человек может жить 20-30 лет.


Справка
Смертоносное сочетание ВИЧ и туберкулеза является серьезной проблемой в Украине, где, по оценкам, 10-15% больных туберкулезом имеют нечувствительность сразу к нескольким препаратам. Туберкулез стал ведущей причиной смертности среди людей, живущих с ВИЧ.

— Раньше считалось, что СПИД — болезнь потребителей инъекционных наркотиков, женщин, занимающихся секс-бизнесом, мужчин с необычной сексуальной ориентацией. А как сейчас?
— Два года назад это было действительно так. Но сегодня наши наблюдения показывают, что это болезнь обычного слоя населения, болезнь любви. Вот почему сегодня школьникам важно говорить об опасности беспорядочных половых отношений, о том, что во время секса нужно обязательно предохраняться. Но после бурной вечеринки трудно вспомнить о презервативе. Очень важно выходить на другой уровень отношений — духовный.
Что касается статистики, то официальные данные сильно расходятся с неофициальными. Невыявленных больных полным-полно. Из десяти ВИЧ-позитивных восемь вообще не знают о своей проблеме. Единственная категория женщин, которой сейчас добровольно-принудительно делаются анализы на ВИЧ, — это беременные.
— А это справедливо, на ваш взгляд, по отношению к здоровым людям, с точки зрения их безопасности то, что кровь на СПИД сдают сейчас только «по собственному желанию»?
— Да, справедливо. Мы должны изменить наше сознание. Если общество хочет безопасно жить — каждый должен выяснить, болен он или нет. Но наше общество к этому не готово. Если хотите, Марина, вы можете прямо сейчас пойти и сдать
у нас в центре бесплатно кровь на анализы.
— Но я сдавала когда-то в стационаре и поликлинике и думаю, что у меня все в порядке.
— Я тоже надеюсь на это.



P.S.
На одном из европейских семинаров по СПИДу присутствующим раздали буклеты. На первой странице было крупно написано «Кто может заразиться СПИДом?». Внутри, на развороте, было зеркальце.

Комментарий

Заведующий амбулаторно-поликлиническим отделением Областного центра профилактики и борьбы со СПИДом Геннадий Великоданов
Больные СПИДом отличаются от ВИЧ-инфицированных тяжестью заболевания. ВИЧ-инфицированные определенный промежуток времени практически не ощущают болезни. Поэтому на первой стадии больным не нужна терапия — у них нет явных проблем со здоровьем. Но многие пациенты нуждаются в психологической помощи: им трудно общаться с противоположным полом — они опасаются заразить партнера, некоторые уходят из дома, боясь, например, травмировать своих близких, кто-то бросает работу. На следующей стадии заболевания увеличиваются лимфатические узлы, повышается температура, возможны инфекции — воспаления легких, частые гриппы, поносы.
На третьей стадии вирус иммунодефицита поражает всю иммунную систему: присоединяются все возможные болезни. Список их нескончаем — практически все, что только можно найти в медицинском справочнике. Но чаще всего бывают туберкулез, воспаление легких, грибковые заболевания, герпес. Больным по мере необходимости назначается симптоматическое лечение. Лекарства приобретаются за средства государственного бюджета, иногда помогают спонсоры. Денег, конечно, не хватает. У нас в центре лечение бесплатное, лекарства тоже выдаются бесплатно — иммуномодуляторы, антибиотики. В Харьковской области с этого года специфическую антиретровирусную терапию принимают 37 взрослых и трое детей. Но эти лекарства не лечат от СПИДа: они не убивают вирус, а только останавливают его размножение в организме. Эти препараты стоят довольно дорого, и их подарил нам Альянс по борьбе со СПИДом в Евразии. Этих препаратов хватит Украине до 2008 года. Такие же препараты принимают больные и в развитых странах, результат очень хороший. Для назначения антиретровирусных лекарств нужны определенные медицинские показания — пока этим занимается только наш центр.
Заразиться я совершенно не боюсь. Известно, что вирус передается с кровью и во внешней среде крайне неустойчив. Второй путь передачи вируса — половой. Со слюной вирус не выделяется, по воздуху не летает. Можно пожать руку, обнять. Работа мне нравится: это еще малоизученное направление в медицине. И очень хочется помочь больным.