Гибель Леха Качиньского и официальной польской делегации в небе над Смоленской землей заставила содрогнуться не только польский народ, но и весь мир. Пожалуй, сегодня нет ни одного человека, от президентов до рядовых граждан, не задававших себе вопрос: что могло послужить причиной аварии?

Можно предположить, что даже официальная версия произошедшего не сможет снять все вопросы, и отголоски этой трагедии еще долго будут будоражить мир на уровне версий и предположений.

Следует напомнить, что в первых новостях о крушении президентского самолета точной уверенности в том, что Лех Качиньский летел именно в этом злополучном "Ту-154", не было. Также не было известно о точном количестве людей находившихся на борту. Однако в дальнейшем надежда на то, что глава польского государства каким-то образом не сел на этот рейс, растаяла.

Почти сразу после крушения была названа и предварительная причина произошедшего. Представитель МИД Польши Петр Пашковский заявил, что над летным полем был сильный туман и самолет, предположительно, ударился в дерево. На борту машины вспыхнул пожар.

В свою очередь, россияне возбудили уголовное дело по факту крушения самолета Президента Польши. При этом представитель следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) заявил, что "следствие рассматривает различные версии случившегося, в том числе неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор, технические неполадки и другие".

Кроме того, следственный комитет предварительно исключил, что авария самолета была вызвана технической неисправностью лайнера. Глава СКП РФ Александр Бастрыкин доложил Премьер-министру Владимиру Путину, что такие выводы можно сделать из расшифровки записей разговоров пилота и диспетчером.

Тем временем польская сторона заявила, что рассчитывает получить от России всю информацию о расследовании причин крушения самолета Президента Польши под Смоленском. "Мы подтверждаем факт катастрофы. Ожидаем получить всю полноту информации от российской стороны, которая предпринимает все необходимое для расследования", - сообщил пресс-секретарь посольства Польши в РФ Павел Кочь.

На место катастрофы прибыл брат-близнец Президента Польши Ярослав Качиньский, который и опознал тело погибшего главы государства. Позднее была опознана и жена Л.Качинського. Всего на сегодняшний день опознаны 45 тел погибших. Процедура опознания продолжается.

Случайность или закономерность?


Почти сразу после катастрофы, в которой вместе с Президентом погибла значительная часть руководящего состава страны, в Польше заявили о нарушении соответствующей процедуры, согласно которой запрещается высшим лицам государства лететь одним самолетом. Так, бывший командующий сухопутными войсками, генерал Войска Польского Вальдемар Скшипчак выразил уверенность в том, что при принятии решения о том, кто полетит на "Ту-154", были совершены кардинальные ошибки, напомнив при этом произошедшую два года назад катастрофу самолета, в которой погибли 20 человек, в основном высшие офицеры ВВС Польши.

С другой стороны экс-президент Польши, основатель профсоюза "Солидарность" Лех Валенса полагает, что пилот разбившегося авиалайнера Президента Польши мог "действовать по чьим-то указаниям". По словам Л.Валенсы, пилоты правительственного авиаотряда Польши - профессионалы высшей квалификации, поэтому "вряд ли пилот мог самостоятельно раз за разом пытаться посадить самолет в условиях тумана".

Также на сегодняшний день в Интернете появились неподверженные пока официально записи польских летчиков с российскими диспетчерами. Из записей следует, что пилоты говорили на русском языке с сильным польским акцентом. Некоторые слова разобрать очень трудно. Однако международный язык общения летчиков с диспетчером - английский.

Таким образом, на сегодняшний день вопросов о причинах катастрофы гораздо больше, чем ответов и лишь официальная информация сможет пролить свет на произошедшее.

Со склоненной головой


Трагедию польского народа многие страны, в том числе и Украина, восприняли как свою. Россия, прибалтийские страны, Чехия, Украина и некоторые другие объявили траурные дни. Кроме того, во всех учреждениях Евросоюза в Брюсселе 12 апреля также был объявлен днем траура по жертвам крушения самолета.

Очевидно, что не только для поляков время разделилось на "до" и "после" трагедии. Гибель Президента Польши и польской элиты может в дальнейшем повлиять на взаимоотношения между Польшей и Россией, что, в свою очередь, может опосредованно отразиться на других странах региона.

Так, небезызвестный российский политтехнолог Глеб Павловский усматривает вообще в нынешней трагедии "мистический" момент."События, начинающиеся из-за Польши или в связи с ней, обходятся миру дорого. Особенно для России. Самое памятное - Вторая мировая война, начатая из-за Польши, и это не единственное и не последнее", - указал он.

Также после трагедии, в России предложили политикам прекратить споры о Катыни. В частности, по словам первого заместителя председателя Совета Федерации РФ Александра Торшина, "после случившегося, надо закрыть тему Катыни". "Иначе, я боюсь, эта тема нас будет затягивать, как воронка", - добавил он.

"Во имя будущего давайте попробуем эту тему не педалировать, вот сейчас, прямо над гробом, надо сказать: Катынь уже не повод для спора", - подчеркнул А.Торшин.

Как бы то ни было, сегодня Польше придется привыкать жить в новых условиях. Пока в стране царит траур, идет подготовка к прощанию и похоронам погибших. В дальнейшем - речь может идти о преодолении, прежде всего, морального кризиса в стране и укреплении политической стабильности.