Несмотря на то, что многие европейские страны открыли своё воздушное пространство для полётов, транспортный хаос, вызванный извержением исландского вулкана, сохраняется.

Во вторник в 22:00 по лондонскому времени возобновили работу все британские аэропорты. При этом некоторые ограничения будут по-прежнему действовать, однако их масштаб будет значительно меньше, чем сейчас, передаёт Би-Би-Си.

Ведущий германский авиаперевозчик Lufthansa планирует возобновить сегодня осуществление дальних рейсов и расширить число ближних и средних. Во вторник авиакомпания осуществила 200 рейсов, сообщил её представитель Андреас Бартельс. "Все дальние рейсы будут снова совершаться", - пообещал он.

Между тем, Немецкая диспетчерская служба, продлившая закрытие воздушного пространства страны до 02:00 по местному времени (03:00 по киевскому времени), напоминает, что не отвечает за полёты летающих "визуально", то есть значительно ниже обычного - самолётов, так как зона её ответственности начинается с высоты в 6 тыс метров. "Мы не можем взять на себя ответственность", - подчеркнул представитель этой структуры, передаёт ИТАР-ТАСС.

Таким образом, несмотря на то, что уже открыт ряд аэропортов, в частности, Гамбурга и Бремена, осуществляющие рейсы авиакомпании делают это пока на свой страх и риск, что вызывает критику со стороны профсоюза пилотов Lufthansa, требующих внести определённость в данный вопрос. Ожидается, что ситуация вокруг полётов в небе Германии прояснится в ближайшее время.

Также частично возобновили авиасообщение аэропорты Парижа и Амстердама. По-прежнему действуют ограничения в Ирландии.

Пассажирский поток приходит в движение, однако в целом на прошлой неделе было отменено 95 тысяч полётов, и понадобятся недели, прежде чем все пассажиры, пропустившие свои рейсы, смогут добраться до мест назначения. По данным базирующегося в Брюсселе авиадиспетчерского агентства Eurocontrol, к вечеру вторника было возобновлено более половины из 27 с лишним тысяч европейских рейсов.

Eurocontrol даёт оптимистические прогнозы, предсказывая, что ситуация нормализуется уже через несколько дней. Пассажиры, которых наконец-то пригласили пройти на рейсы, встречали это известие аплодисментами.

Французская авиакомпания Air France также решила порадовать пассажиров, объявив, что в среду возобновит все дальние перелёты, хотя рейсы в северную Европу по-прежнему приостановлены.

В Скандинавии наблюдается смешанная картина: Норвегия открыла всё своё воздушное пространство, но только до полуночи, а Швеция возобновила полёты практически везде, кроме самого Стокгольма, над которым нависло облако вулканического пепла. В Дании аэропорты открываются и закрываются в зависимости от состояния атмосферы, а воздушное пространство Финляндии остаётся закрытым.

Воздушное пространство Украины во вторник было полностью открыто для полётов. Как сообщает Минтранс, все украинские аэропорты работают в штатном режиме, принимают и дают разрешение на вылет воздушных судов.

Запрет на полёты в Европе был введён в связи с опасениями, что атмосферный пепел, попадая в раскалённые турбины, может превратиться в вулканическое стекло и повредить двигатели.

В попытке взять ситуацию под контроль министры транспорта ЕС приняли решение о сокращении зоны, запретной для полётов. Еврокомиссар по вопросам транспорта Сиим Каллас категорически отверг обвинения в том, что европейские чиновники слишком затянули с решением, утверждая, что на карту были поставлены человеческие жизни.

Авиаколлапс затронул около 7 млн пассажиров 

По данным телеканала Sky News, затронутыми запретами на полёты в разных странах оказались около 7 млн пассажиров.

Любопытное решение проблемы придумали британские власти. Они решили эвакуировать около 300 своих соотечественников, застрявших в Сантандере, на севере Испании, кораблями ВМФ. Другим альтернативным видом транспортировки британцев остаётся автотранспорт. Во вторник вечером из Мадрида отбыла на родину первая колонна из пяти автобусов. Примерно 150 тыс британцев "застряли" за границей.

Как всегда бывает в таких случаях, функции самолётов с удовольствием взяли на себя железные дороги и паромы, неожиданно увеличив свою прибыль в самом начале сезона отпусков. Фирмы по аренде автомобилей тоже оказались в выигрыше, причём некоторые не постеснялись взвинтить цены.

Однако в целом для бизнеса вулкан принёс сплошные неприятности. Самые больше потери понесла индустрия авиационных перевозок. Авиакомпании за каждый день простоев теряли в среднем по 150 млн евро.

Нехватка деталей, которые доставляются по воздуху, привела к тому, что на заводах BMW в Германии и Nissan в Японии было временно приостановлено производство.

В Китае, напротив, скопилось огромное количество товара, а Южная Корея не может отправить по назначению сотни тысяч мобильных телефонов, в то время как Бангладеш завалена тюками с текстилем, предназначенным для европейских рынков.

Страдают также экспортёры цветов и овощей в Уганде, Замбии и Кении, у них самое незавидное положение, поскольку их товар долго лежать не может.

Извержение вулкана ослабевает. По прогнозам метеорологов, облако пепла к середине среды дойдёт до Северной Америки 

Активность извержения вулкана в Исландии снижается, отметил телеканал Sky News со ссылкой на данные исландских специалистов. "Силы, стоящие за извержением, ослабевают", - отметили они.

Британские метеорологи на основе данных их исландских коллег прогнозируют, что значительная часть облака вулканического пепла, образовавшегося при извержении вулкана в Исландии, к середине среды пересечёт Атлантику и достигнет берегов Северной Америки, где накроет западную часть канадского полуострова Лабрадор, остров Ньюфаундленд и небольшие острова.

Согласно математической модели метеорологов, над западной частью Сибири, севером европейской части России и восточной частью Европы облако несколько уменьшится в размерах и отделится от своей западной части, сообщает РИА "Новости".

"Извержение продолжается, выброс пепла происходит на высоту от 3,5 тысяч до 4,5 тысяч метров. Нет признаков присутствия пепла выше 6 тысяч метров. Концентрация взвешенного в воздухе пепла неизвестна", - говорится в прогнозе.

Вулкан Эйяфьятлайокудль, извержение которого началось 14 апреля, находится в 200 километрах к востоку от столицы Исландии Рейкьявика. В результате извержения в атмосферу было выброшено огромное облако пепла, что привело к закрытию воздушного пространства над значительной частью территории Европы.