Коллектив ХАТОБа 1 мая отпразднует не только Всемирный день трудящихся, но и юбилей своего директора — Георгию Валентиновичу Селихову исполняется 60 лет.

Он и сегодня помнит свой первый день в театре, том самом старом оперном, где в составе хора мальчиков музыкальной десятилетки стоял на огромной сцене. Бархатный занавес казался живым, трепещущим, а из полутемного зала сурово смотрели гипсовые кариатиды. Было это в далеком 1953 году, и быть может, именно этот день определил всю его дальнейшую судьбу.
Позднее с дешевых мест на галерке он смотрел любимые спектакли, до боли в ладонях аплодировал артистам, а еще позже студент Харьковской консерватории Георгий Селихов проходил здесь практику, нередко выступал сам.
Его назначение директором в марте 1995 года удивления ни у кого не вызвало — в городе Селихова хорошо знали по партийной и комсомольской работе, знали и в театре. Вопреки традициям, свою команду он не привел — пришел один. Время было непростое, и новый директор с плеча не рубил. Своей главной задачей поставил цель — загрузить людей работой, чтобы актеры высочайшего класса не искали заработка «на стороне». Ему поверили, за ним пошли… Так сама собой и создалась команда.
Все мы родом из детства. «Только сейчас, по прошествии многих лет, начинаешь осознавать и понимать в полной мере подвиг родителей, их самопожертвование и целеустремленность в воспитании детей, — рассказывает Георгий Валентинович. — Хорошо помню, как в комнатушке, где ютились шесть человек, появилось крохотное полуразбитое пианино. Бедная семья, готовившая на керосинке свои супы, сделала правильный выбор, хотя пришлось потуже затянуть пояса».
Директор рассказывал, а мне вспомнилась 99-я школа, где мы, голосистые девчонки-старшеклассницы, горланили на перемене песню про последнюю электричку. К нам подошла учительница пения и тихо сказала: «Пойдемте в зал, я вам подыграю». Мы спели ей про электричку, а она вдруг заиграла и тихо запела про горные вершины, что спят во тьме ночной, затем про то, как восходит день и лицо луны, бледнея, тает. Ее голос, удивительной чистоты и прозрачности, звучал трепетно и нежно, и мы молчали, как завороженные, позабыв про «последнюю электричку». Звали учительницу Лидия Елизаровна Селихова, мама нашего юбиляра.
Харьковский оперный. Работать в нем престижно, но, увы, разбегаются талантливые молодые артисты в страны дальнего и ближнего зарубежья. Это неизбывная боль и бессонные ночи директора. Как изменить отношение государства к искусству? Как не потерять то, что наработано многими поколениями? Как сохранить уникальную систему эстетического воспитания, когда родители за символическую плату могли дать детям музыкальное, хореографическое, художественное образование? Нельзя дать погибнуть театрам кукол, детским и музыкальным театрам. Государство должно финансировать каждый государственный театр, а не отдавать их на откуп местным властям.
Театр как человек — ему бывает то хуже, то лучше. Временами приходилось и без зарплаты сидеть, и он искал выход: в большом зале проходили концерты эстрадных звезд, в малом крутил мировые блокбастеры «Кинопалац», какие-то помещения приходилось сдавать в аренду торговым фирмам. Да и на сегодняшний день 80% доходов театр получает именно таким путем — и выживает. За последние 11 лет коллектив театра не сократился ни на одного человека, доходы выросли в 10 раз, поставлено 32 спектакля. Театр стал «выездным» — более 500 спектаклей и концертов было показано за рубежом во время 40 гастрольных поездок, и все получили восторженные отзывы прессы.
Так и живет директор, художественный руководитель, хозяин Харьковского оперного. И самое сокровенное желание у него — привести коллектив к тому, чтобы заниматься только творчеством, а не зарабатыванием денег. Все ли ему удалось? Конечно, не все, считает Георгий Валентинович. Хотелось бы больше заниматься творчеством, а не хозяйственными заботами. Тут, мне кажется, Георгий Валентинович скромничает. Среди самых интересных его наработок — организация ежегодного фестиваля классической музыки «Харків мистецький», он сценарист и режиссер более 60 концертных программ, инициатор и художественный руководитель «Дней российской культуры», один из основателей международного музыкального фестиваля «Харьковские ассамблеи» и международного конкурса юных пианистов Владимира Крайнева.
Что для него, обладателя многих почетных званий, заслуженного деятеля искусств Украины, самое ценное в жизни? Селихов, не раздумывая, отвечает: «Друзья, люди, с которыми приходится работать, родной город, семья, мирное небо, музыка, которой отдал долгие годы. А вообще, подводить итоги еще рано».