В дни празднования 65-й годовщины Великой Победы на окраине Харькова, около железнодорожного полотна у посёлка Филипповка, будет торжественно открыт Мемориальный комплекс погибшим пленным красноармейцам.

На перегоне Харьков-Пассажирский — Покотиловка, между остановочными пунктами Липовая Роща и Карачёвка, заканчивается сооружение мемориального комплекса сожженным заживо военнопленным.

На этом месте, около бывшего Карачёвского переезда, 14 февраля 1943 года фашисты, отступая под натиском советских войск, освобождавших Харьков в первый раз, заживо сожгли в железнодорожной казарме более 200 военнопленных. В начале 70-х годов при участии областной ветеранской организации на месте захоронения советских воинов был сооружён обелиск. Но шли годы, он «старел», со временем «потерялся» в тени деревьев, так что его практически не было видно.

В сентябре прошлого года председатель Харьковского областного комитета Международного украинского союза ветеранов войны, Герой Советского Союза, генерал-майор Сергей Остащенко и председатели советов ветеранов армий, освобождавших наш город от фашистских захватчиков, направили письма начальнику Южной железной дороги Герою Украины Виктору Остапчуку. В них они просили поспособствовать сооружению нового монумента, который бы увековечил подвиг советских людей в той страшной войне. Виктор Николаевич это предложение поддержал. И вот на 788-м километре перегона Харьков-Пассажирский — Покотиловка, между остановочными пунктами Липовая Роща и Карачёвка, более месяца полным ходом идут строительные работы. Уже видны очертания будущего мемориала, проект которого разработали специалисты харьковского института «Укржелдорпроект».

- На Южной дороге еще несколько месяцев назад была разработана программа подготовки к празднованию 65-летия Победы, одним из пунктов которой является приведение в порядок всех памятников и обелисков, расположенных на её территории, - говорит начальник Харьковской дирекции железнодорожных перевозок Сергей Павлов. - Но этот памятник особенный - его строительство находится на личном контроле Виктора Николаевича Остапчука.

- Основные работы на строительстве мемориала ведет строительно-монтажный поезд № 655, базирующийся на станции Основа, - подключается к разговору главный инженер Харьковской дирекции железнодорожных перевозок Иван Калашников. – А его заказчиком выступает служба пути, точнее одно из её подразделений — Харьковская дистанция пути, в ведении которой и находится данный перегон.

«Укржелдорпроект» предложил несколько вариантов проекта мемориала, но воплощается в камне именно тот, на котором остановили свой выбор ветераны войны. В центре мемориального комплекса будет выложена большая красная звезда из цветов. Перед памятником уже уложена плитка, территория вокруг него будет заасфальтирована и посажен вечнозелёный можжевельник. Чтобы засеять около тысячи квадратных метров газона, на днях завезли более 50 автомашин чернозёма... Словом, железнодорожники при строительстве этого комплекса предусмотрели, пожалуй, буквально все. Чтобы монумент был виден из проходящих мимо поездов, на отрезке длиной около полукилометра путейцы специально вырубили часть деревьев. А на опоре контактной сети, напротив мемориального комплекса, установили знак с буквой «С», предписывающий машинистам всех проходящих составов, независимо от даты и времени суток, подавать в честь погибших звуковой сигнал.
Сметная стоимость строительства мемориала составляет около 500 тысяч гривен. Но настоящую ценность нового памятника мужеству и героизму нашего народа, конечно, не измерить ничем...

Как доехать

Добраться до мемориального комплекса удобнее всего микроавтобусом № 110 от улицы Одесской или автобусом № 220 от станции метро «Холодная гора», доехав до конечной остановки «пос. Филипповка». Далее нужно пройти примерно километр по Карачёвскому шоссе до железнодорожного полотна.